Насилие в отношении женщин: причины и следствияСтраница 1
Экстремальность жизни ведет к нарастанию пограничных ситуаций и психопатических реакций и состояний, жестокости и агрессивности по отношению к более слабым. Это отражается в усилении масштаба внутрисемейного насилия, преступлений против женщин и детей.
Поиски социального равенства женщин и мужчин шли через отвоёвывание прав - на труд рядом с мужчинами (которые длительное время препятствовали приему женщин на работу, опасаясь конкуренции); на образование (доступ к высшему образованию женщины получили в Европе только в конце XIX в.); на участие в выборах (суфражистки в начале XX в. полагали, что это автоматически откроет женщинам доступ к институтам власти). Каждое отвоеванное право было не только победой, но и своеобразным поражением, так как фактически прибавляло женщине обязанности, не меняя ее второстепенного положения в обществе.
Отправным пунктом решения “женского” вопроса в нашей стране следует считать 1918 год, когда принцип равенства женщин и мужчин во всех сферах жизни - гражданских и юридических правах, труде, образовании, семейной жизни - был не только провозглашен, но и закреплен в первой Конституции Советского государства, ряде других политических актов и законов. Уже в 1918 г. проходит первый Всероссийский съезд женщин - работниц и крестьянок, тогда же создаются женотделы, которые ведут культурную, воспитательную и организационную работу среди женщин. Движение женщин за равноправие принимало в стране все более массовый характер, оно встречало поддержку и со стороны мужчин.
Традиционные взгляды в обществе на отношения между полами начинали изменяться. В значительной степени это было обусловлено тем, что женщины приобретали экономическую самостоятельность, правовую независимость, получали равное с мужчинами образование. Проводились массовые дискуссии по различным аспектам отношений между мужчинами и женщинами: брак и семья, свободная любовь, родительский дом, свобода женщины распоряжаться собой и своим телом. В эти же годы, несмотря на переживаемые страной военно-экономические трудности, развивалась женская периодическая печать: журналы “Работница”, “Крестьянка”. Все это способствовало распространению идей о равноправии в стране. Общие идеологические и социально-экономические процессы в нашей стране оказали специфическое влияние на положение женщин. Индустриализация, осуществляемая экстенсивными методами, требовала новых дешевых рабочих рук. Распределение продуктов по карточкам, реализация лозунга “Кто не работает, тот не ест” обеспечивали почти стопроцентную и мужскую и женскую вовлеченность в общественное производство. Коллективизация и массовое раскулачивание подорвали экономические основы патриархальной сельской семьи и тем самым также вынудили женщину идти на заработки в колхоз или в город, - чаще всего это была тяжелая, непрестижная, малооплачиваемая работа.
Уже к 1940 г удельный вес женщин в общей численности рабочих и служащих составил 38,9%. Резко возрос данный показатель в военный и послевоенный период. Но в таком виде дарованное женщине “право на труд” явилось не средством обретения экономической независимости, а дополнительным механизмом эксплуатации, добавившим к традиционным семейным обязанностям женщины еще и трудовые. Политика в отношении женщин стала определяться с позиции того, что они должны дать обществу. Нужны были стране рабочие руки - иди и работай, понадобится повысить рождаемость - иди и рожай, причем в послевоенные годы этому “способствовали” такие правовые санкции, как запрещение разводов, абортов и подачи исков на установление отцовства и взыскание алиментов. Однако, несмотря на некоторые дискриминационные меры, российские законы в отношении равноправия женщин были самыми прогрессивными и оказали существенное воздействие на “женское” законодательство в других странах. Следует признать опыт решения “женского” вопроса в нашей стране бесценным и остро необходимым в современных условиях возрождающегося женского движения в России. Ведь отношение к женщине у нас до сих пор патриархально-функциональное: отдайся и терпи.
Другие материалы:
Внутренняя культура личности. Понятие внутренней культуры личности
В обыденной речи использование понятия «культура» характерно для оценочных суждений и выражает определенную совокупность черт личности человека. Например, как выражение высокого уровня достижений человека в какой-либо деятельности, как со ...
Сверхсоциализация
Здесь уместно вспомнить о научных и учебных учреждениях. Они провозглашены храмами науки, где обретаются и передаются другим знания. Однако осуществлению этих задач препятствуют некоторые черты, присущие самой этой системе. Укажем на неко ...
Характерные особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей
Особенности развития категории детей из домов ребенка активно изучались зарубежными (Л. Адлер, А. Фрейд, Дж. Боулби, С. Прованс, Р. Липтон и др.) и отечественными (Т. М. Землянухина. М. И. Лисина. С. И. Мещерякова и др.) исследователями - ...