SocioDone

Социология: современные тенденции

Основные теоретические подходы к изучению молодежи
Страница 1

Отечественная ювенология тесно связана с мировыми представлениями о молодежи и базируется на нескольких исследовательских направлениях.

Психоаналитическое направление основывается на идеях З. Фрейда, Р. Бенедикт, Л. Фойера, Л. Шелеффа, Э. Эриксона. В рамках данного направления сформировался системный взгляд на развитие молодой личности, особенно в переходный период от детства к зрелости. Преодолев биологизм З.Фрейда, его последователи изучали этот процесс с учетом влияния разнообразных социальных факторов, а не только психофизиологических. Исследователи разрабатывали теорию «эдипова комплекса», помогающую объяснить проблемы межпоколенческих конфликтов, агрессивности и массовых выступлений молодежи на Западе, в основе которых лежал бунт молодежи против старшего поколения, существующих норм и порядков. Л. Фойер утверждал, что «конфликт поколений – универсальная тема человеческой истории. Он основывается на самых изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба…История всех до сих пор существовавших обществ есть история борьбы между поколениями» [33].

В этом же контексте работали отечественные социологи Л. Архангельский, С. Иконникова, И. Кон, В. Лисовский, В. Ольшанский, Д. Фельдштейн и другие. Накопленный опыт и знания послужили толчком в 70 гг. ХХ в. к комплексному исследованию социализации молодежи, ее различных социальных групп. Благодаря аналитическому подходу удалось приоткрыть глубинные пласты молодежного сознания, понять особенности молодой личности, способствовать ее самореализации и преодолению социального отчуждения. Дальнейшее развитие данного направления было связано с освоением принципов «понимающей социологии», что позволило полнее раскрыть индивидуальность молодого человека [25].

Структурно-функциональное направление, с точки зрения которого молодежная группа рассматривается как система позиций, заполняемых индивидами с целью приобретения соответствующего социального статуса и исполнения определенной социальной роли. Сторонники этого направления делали акцент на анализе межпоколенческого взаимодействия (Ш. Айзенштадт, автор работы «От поколения к поколению»), «сексуальной революции» (В. Райх, Г. Маркузе), «конфликте поколений» (Д. Белл, Э. Фромм, Р. Мертон). Особое внимание уделялось тенденциям формирования молодого пополнения различных социальных классов и слоев социалистического общества, проблемам освоения молодыми людьми социальных ролей [4].

Значительный вклад в это направление внесли социологи В. Боровик, В. Васильев, А. Капто, А. Колесников, В. Мансуров, Л. Рубина, В. Староверов, С. Фролов, В. Шубкин и др. Они изучали тенденции формирования молодого пополнения рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции, его социальное положение, трудовую и общественную активность, а также проблемы несоответствия профессионального статуса и квалификационной подготовки уровню образования и материального обеспечения [6].

Культурологическое направление, для которого характерно рассмотрение социальных явлений под углом зрения феноменологии человеческой культуры. Социологи этого направления стремятся осмыслить мир молодежи через процесс отражения в определенных типах культуры, преобладающим становится анализ молодежных субкультур, молодежного образа и стиля жизни, жизненных планов молодежи. Достоинством этого подхода является возможность системного изучения проблем разных поколений молодежи [9].

Поколение – это целостная социально-демографическая группа, характеризующаяся схожими условиями социализации и формированием жизненного опыта, общностью выполняемых ролей и функций, доминирующими ценностями и установками, социально-психологическими характеристиками, образом жизни. Классическим образцом культурологического направления являются работы немецкого социолога К. Маннгейма. Исследуя феномен поколенческого единства, К. Маннгейм раскрыл механизм социального наследования и передачи материального и культурного опыта от старших поколений к младшим [8].

Смена поколений – универсальный процесс, основанный на биологическом ритме человеческой жизни, вследствие которого: а) в культурном процессе появляются новые участники, тогда как б) старые участники этого процесса постепенно исчезают; в) члены любого данного поколения могут участвовать только в хронологически ограниченном отрезке исторического процесса; г) необходимо поэтому постоянно передавать накопленное культурное наследие; д) переход от поколения к поколению есть последовательный процесс.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Организационно-методический раздел. Процесс выборки
а) Генеральная совокупность Студенты КГТУ им. А.Н. Туполева, 5 факультет, очная форма обучения. б) Выборочная совокупность 7 человек из группы 5315. Из них 2 девушки и 5 парней. 13 человек из группы 5302. Из них 2 девушки и 11 парней. ...

Выводы
Полученные в ходе показанного исследования данные подтверждают выдвинутые гипотезы и позволяют сделать следующие выводы: 1. Карьерная успешность предпринимателя зависит от социально-психологических факторов среды. В число ведущих факторо ...

Одинокие родители 2. Одинокие среднего возраста. Старшие одинокие
Одинокий родитель 2 – одинокий родитель 35-65 лет. Часто находятся под финанс. прессом – на них возлагаются те же требования что и на супружеские пары среднего возраста, но при этом один человек несет весь груз ответственности за обязанно ...