Социальные проблемы молодых людей в РФСтраница 2
3) продолжается дальнейшее сокращение доли студентов – жителей сельской местности: их шансы поступить в вуз по сравнению с выпускниками городов в 10-12 раз ниже;
4) сократился приток в вузы выпускников общеобразовательных школ и возрос выпускников специализированных классов и гимназий – этому способствует возрастание удельного веса специализированных школ, гимназий, классов с углубленным изучением отдельных предметов;
5) выбор вуза – это не только выбор места учебы, но и важный этап жизненного и профессионального самоопределения молодого человека связан как с личностными усилиями, ценностно-мотивационным выбором, так и влиянием окружения и объективной ситуацией самоопределения;
6) обращает внимание, что, начиная с третьего курса, студенты восполняют недостаток актуальных знаний учебой на других факультетах и учебных заведениях города, дополнительно учится почти каждый пятый студент вузов.
Вместе с тем, современная рыночная ситуация требует от будущего специалиста социальной активности, ответственности, целеустремленности, настойчивости. Формирование в студентах социальных качеств и профессиональной компетентности является одной из важнейших задач высшего учебного заведения, но резкое ухудшение экономического положения вузов тормозит этот процесс [2].
4. Трудовая занятость молодежи. Изменение положения молодежи в материальном производстве является важным показателем ее социального развития и фактором экономической самостоятельности. За годы реформ занятость молодежи в данной сфере сократилась более чем на четверть, что связано с развалом производства в стране и сегодня эта тенденция сохраняется.
Оценка молодежью престижа работы в государственном секторе ниже, чем занятость на предприятиях других форм собственности. В то же время две трети молодых людей продолжают трудиться на государственных предприятиях. Причины противоречия находятся в стремлении молодежи к стабильности, которая чаще всего связывается с государственными предприятиями. Но в условиях низкой заработной платы, угрозы банкротства предприятий и скрытой безработицы, назвать ситуацию благоприятной и стабильной нельзя.
Безусловно, престижность работы в частном секторе связана с более высокой оплатой труда, что позволяет молодежи, занятой в частной сфере становится референтной группой для остальных. Тем самым создается мощный мотивационный стимул не только для изменений в структуре молодежной занятости внутри сферы распределения, но и для перемещения молодежи из сферы материального производства в другие сектора экономики.
По характеру труда в материальном производстве молодежь распределяется следующим образом: 88% работают по найму, 3% владеют бизнесом с наемным трудом, 2% работают по найму и имеют собственный бизнес, 2% заняты индивидуально-трудовой деятельностью, 5% – другими видами деятельности (мелкая коммерция, работа в личном подсобном и домашнем хозяйстве). Таким образом, подавляющее большинство молодежи в материальном производстве составляет наемную рабочую силу.
Важным фактором экономической самостоятельности молодежи является уровень ее материального положения. Статистические данные свидетельствуют о некоторых положительных тенденциях в его изменении. Это проявилось, в частности, в росте заработной платы. Вместе с тем доля нуждающейся молодежи по-прежнему остается стабильно высокой (около 70 %) [1].
5. Досуг молодежи. Резкое сокращение количества учреждений культуры, развал системы профессионально-технических училищ, спортивных объектов и ограниченное финансирование имеющихся, свертывание воспитательной работы в школах и вузах, уменьшение секций и кружков, оздоровительных клубов, работающих на бесплатной основе, удаленность объектов досуга от новых жилых районов, единичные случаи организации новых клубов в только что построенных спальных районах приводит к тому, что большая часть подростков и молодежи не включены в систему организованных форм досуга.
Вместе с тем досуг воспринимается большей частью молодежи как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью.
Среди основных особенностей можно выделить: преимущественно развлекательно-рекреативная направленность досуга (любимое занятие старшеклассников – «ничегонеделание»), «вестернизацию» (американизацию культурных потребностей и интересов), приоритет потребительских ориентаций над креативными, слабую индивидуализированность и избирательность культуры, внеинституциональную культурную самореализацию (вне учреждений культуры), отсутствие этнокультурной самоидентификации (вне национальной культуры, традиций, обычаев, фольклора).
Другие материалы:
Типы семьи
Существует множество различных типологий семьи, таких как педагогические, психологические, социологические. Рассматривая данную тему лучше предложить следующую комплексную типологию, которая предусматривает выделение четырех категорий сем ...
Генезис понятия «информационное общество»
Информационное общество является определенным этапом развития техногенной цивилизации. Сама техногенная цивилизация довольно поздний продукт человеческой истории. Ее формирование относится к XV-XVII столетиям в Европе с последующей экспан ...
Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком – координатором Программы является Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, государственными заказчиками подпрограмм: «Здоровое поколение» – Министерство здравоохранения и социал ...