Профессиональное самоопределение студентовСтраница 1
Таблица 4
Мотивы выбора |
Весь массив |
Направления обучения | |||
технич. |
естеств. |
экон. |
гуман. | ||
1. Желание получить диплом 2. Престиж, авторитет вуза 3. Интерес к профессии 4. Наилучшие способности именно в этой области 5. Учеба в специализированном классе, техникуме 6. Семейная традиция, желание родителей 7. Совет учителей, специалистов по профориентации 8. Перспектива найти хорошую работу после вуза 9. Стремление продлить беззаботный период жизни 10. Нежелание идти в армию 11. Другие мотивы |
9 32 45 33 15 22 5 30 15 17 |
14 32 31 23 23 20 6 25 19 33 5 |
7 22 56 47 20 26 6 18 13 12 3 |
8 50 38 24 11 18 2 41 14 8 4 |
6 24 60 43 5 26 6 36 14 8 2 |
Обратим внимание на мотивацию выбора студентами своей специальности, вуза (см. табл. 4). В пятерке приоритетных мотивов – интерес к профессии, возможность проявить свои способности, авторитет вуза, перспектива хорошей работы по окончании вуза и влияние семейной традиции, совет родителей.
Важное место в мотивации студентов отводится надежде в перспективе найти хорошую работу. Такой мотив, как «совет учителей, специалистов по профориентации» теряет свой вес.
В число мотивов выбора вуза включен и такой как «стремление продлить беззаботный период жизни». В тех вузах, где интерес к профессии и желание реализовать свои способности наиболее высоки, соответственно и меньше доля тех, кто настроен на беззаботный образ жизни. Снижение же интереса к профессии сопряжено с увеличением почти в два раза тех, кто настроен продлить трудовой период жизни, либо уклониться от службы в армии.
Профессиональное самочувствие третьекурсников уже обращено и к перспективам. Как планируют респонденты свою жизнь после окончания вуза (см. табл. 5).
В целом четвертая часть студентов планирует работать в государственном секторе; 42 % - в коммерческих структурах, по избранной специальности. Соотношение желающих работать в госструктурах и в коммерческих структурах составляет 1 : 2, по специальности и не по специальности 5 : 1.
Около 16 % студентов планируют продолжить образование и заняться научно-исследовательской деятельностью.
Нужно отметить, что от 18 до 20 % студентов различных вузов уже сейчас не намериваются работать по специальности, 14 % студентов собираются посвятить себя семье, дому. Особенно высок последний показатель у женщин – 21 %. Хотели бы уехать за границу учиться и работать – 16 % студентов.
Таблица 5
Виды занятий |
Направление обучения | ||||
технич. |
естеств. |
экон. |
гуман. |
Весь массив | |
1. Работать по специальности в госструктурах 2. Работать по специальности в коммерческих структурах 3. Работать не по специальности в госструктурах 4. Работать не по специальности в коммерческих структурах 5. Продолжить образование 6. Заняться научно-исследовательской работой 7. Работать преподавателем в школе, вузе 8. Основать свое дело 9. Посвятить себя дому, семье 10. Поехать за границу работать или учиться 11. Другие планы 12. Еще нет планов на будущее. |
18 41 5 14 5 3 2 23 11 17 7 17 |
32 35 3 6 18 13 13 15 19 15 4 9 |
18 55 4 12 14 2 2 28 16 17 5 6 |
31 37 0 3 10 3 3 23 12 14 4 10 |
24 42 3 9 11 5 23 14 16 5 11 |
Другие материалы:
Религия, ее место в системе отношений человека и окружающего мира. Атеизм
Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием, культурой) форм духовной культуры. В современной науке популярно определение религии, исходящее из признания ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога ...
Опрос: интервью, анкетирование и их виды. Познавательные
возможности метода опроса
Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы задают не только социологи. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прох ...
Социология и социальная философия
Любая наука определяется с учетом трех факторов: объекта, предмета и методов.
Слово «социология» буквально обозначает «наука об обществе» («социо» — общество, «логия» — наука, знание). Однако по отношению к такому определению нередко выс ...