Институты власти и экономическое развитие:основные направления влияния
Однозначно определить направление и степень влияния властных институтов на развитие экономики очень сложно. Существуют различные точки зрения на данный вопрос. Согласно одному мнению, именно качественные политические и экономические институты детерминируют экономический рост и долгосрочные тенденции роста благосостояния всех групп населения [4]. Есть и противоположный взгляд – например, Дж. Скотт приводит исторические свидетельства тому, что самые масштабные проекты реорганизации общества и экономики, проводимые государством, проваливались [5].
Тем не менее, в данной работе мне хотелось бы согласиться с теми исследователями, которые признают наличие влияния институтов власти на экономический рост. В поддержку данного мнения можно привести следующий аргумент: как уже говорилось выше, основной функцией политических институтов является поддержание социального порядка за счет принятия соответствующих законов и обеспечения их выполнения. Это касается и сферы экономики. Таким образом, поведение индивидов в хозяйственной сфере будет во многом зависеть от действий властей: разрешено или нет частное предпринимательство, как охраняется частная собственность, есть ли правовая защищенность у экономических агентов и т.д. Д. Норт в данной связи подчеркивал, что экономический рост может происходить вследствие повышения производительности. Тогда как к росту производительности могут приводить как технологические изменения, так и институциональные перемены – то есть изменения в политических или в экономических институтах, затрагивающие спецификацию и защиту прав собственности [6].
Однако государство и другие институты власти могут не только способствовать, но и препятствовать развитию и эффективному функционированию экономики. Возможность и опасность такого негативного влияния возникает, прежде всего, потому, что фактически субъекты власти обладают практически неограниченной способностью устанавливать "нужные" определенному кругу лиц законы, помогать одним хозяйствующим индивидам и мешать другим. Д. Норт говорит по этому поводу, что становление государства влечет за собой неравное распределение силы принуждения, что в свою очередь "создает возможность для тех, кто обладает большей силой принуждения, толковать законы в собственных интересах, независимо от того, как это скажется на производительности. Иначе говоря, начинают приниматься и соблюдаться те законы, которые отвечают интересам власть предержащих, а не те, которые снижают совокупные транзакционные издержки" [6]. Вопрос негативного влияния институтов власти на экономический рост мне бы хотелось рассмотреть на примере России.
Другие материалы:
Терроризм.
Определение терроризма и его особенности
Современный терроризм обладает огромными финансовыми и экономическими возможностями, не контролируемыми ни государством , ни обществом. Он имеет собственную систему внутреннего управления и противодействия государству в интересах достижен ...
Проблема участия населения в местном самоуправлении в современной России
Современная теория и практика убедительно, показывает, что развитое гражданское общество и правовое государство немыслимо без эффективного местного самоуправления.
За последние два десятилетия в нашей стране накоплен определенный теорети ...
Отношение современного общества к андеграунду в искусстве на примере города
Иркутска
Написание курсовой работы под названием "Андеграунд как социокультурный феномен" и изучение этой темы потребовало проведения самостоятельного исследования с целью выявления общественного мнения к андеграунду в искусстве.
Провед ...