Словарь
1. Позитивизм
— 1. Доктрина, сформулированная О.Контом, согласно которой только истинное знание является научным, т.е. способным описывать и объяснять сосуществование, а также последовательность наблюдаемых явлений: и физических, и социальных. 2. Социологический подход, оперирующий общим предположением о возможности привнести методы технических наук (например, измерение, выявление общих законов и т.д.) в социальные.
2. Структурализм
— 1. Социологический анализ с точки зрения социальной структуры. 2. Методологические и теоретические подходы к культурному и социологическому анализу, основанные на предположении о том, что общества можно анализировать по аналогии с языком и лингвистикой.
3. Социальная структура
— 1. Относительно постоянная модель или взаимосвязь социальных элементов, например, классовая структура. 2. Более или менее постоянная модель социальных классификаций в определенном обществе, группе или социальной организации, например, «социальная структура России».
4. Функционализм
– теории в социологии и социальной антропологии, направленные на объяснение социальных учреждений прежде всего с точки зрения выполняемых ими функций. Чтобы говорить о функции чего-либо, необходимо объяснить социальную активность или явление путем изучения его последствий для функционирования какой-либо другой социальной активности, учреждения либо общества в целом. Современные функционалисты рассматривают общества как системы взаимодействующих и саморегулирующихся частей.
5. Структурный функционализм
– 1. Теоретические подходы, в рамках которых общества осмысливаются как социальные системы, а специфические особенности социальных структур объясняются с точки зрения их вклада в поддержание этих систем. 2. (В более узком смысле слова) Особая форма функционального анализа Толкотта Парсонса, часто отличаемая от «функционализма» в целом и называемая структурным функционализмом.
6. Дискурс
— определенная область использования языка, единство которой обусловлено наличием общих для многих людей установок. Например, М. Фуко описывает существование в обществе различных дискурсов безумия (то есть типов мышления и общественного обсуждения проблемы безумия), сменявших друг друга с течением столетий. Например, в раннем средневековье безумный человек рассматривался как наделенный особым видением мира мудрец, а в ХХ в. — как больной.
7. Спекулятивное знание
– тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту, при помощи рефлексии и направлено на осмысление оснований культуры и науки, в том числе философии.
Другие материалы:
Зависимость направленности группы от характера личности лидера.
Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый процесс. Ведь сам по себе «лидер» - это статус человека в группе. Как мы уже знаем, статус определённого человека можно изменить. В ходе межличностных отношений, с мо ...
Теория общества как системы
Понятие «система» проникло в социологию в связи с необходимостью описать развитие социального мира как относительно самостоятельный процесс, в котором общество представляется некоторой целостностью, состоящей из взаимосвязанных и взаимоза ...
Образование и его роль в развитии общества
Среди социальных институтов современного общества образование играет чрезвычайно важную роль, являясь одной из основных отраслей человеческой деятельности. По своей сути образование представляет собой целенаправленную познавательную деяте ...