Словарь
1. Макросоциология (фундаментальный уровень социологического знания)
— область социологического знания, связанная с изучением крупных социальных структур.
2. Микросоциология (эмпирический уровень социологического знания)
— область социологического знания, которая связана с анализом повседневного взаимодействия между людьми.
3. Теория
— утверждение, содержащее совокупность взаимосвязанных положений и гипотез.
4. Общество
— объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную социокультурную идентичность.
5. Личность
— социальная сущность человека, субъект и продукт социальных отношений.
6. Операционализация
- процесс преобразования абстрактных понятий в конкретные термины (пример: абстрактное понятие «социальный класс» преобразуется в термины «род занятости», «доходы», «образ жизни»).
7. Выборка
– отбор индивидуумов из более широкой совокупности (генеральной совокупности), предназначенный для отражения характеристик этой совокупности во всех существенных отношениях.
8. Респондент
– лицо, отвечающее на вопросы анкеты или интервью.
9. Инструментарий
– определенный набор методически-исследовательских документов, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами исследования, с помощью которых обеспечивается сбор эмпирических социологических данных (анкета, бланк-интервью, карточка наблюдения и т.д.).
10. Интервью
– (от английского – interview – беседа с глазу на глаз) метод опроса, использующий в качестве источника информации беседу исследователя с респондентом в соответствии с исследовательской программой.
11. Гипотеза
– утверждение, предсказывающее существование некоторой зависимости между переменными.
12.
Переменная
– признак, принимающий разные значения для различных случаев или для различных моментов времени в рамках одного случая. Термин используется, как правило, в эмпирическом социальном исследовании таких факторов, возраст, социальный класс, статус занятости, образование, способных другие изменения, вроде уровня доходов.
13.
Независимая переменная –
переменная, которая управляется экспериментально или с целью наблюдения ее воздействия.
14. Зависимая переменная
– мера воздействия независимой переменной.
Так, при изучении, например, воздействия брачного возраста на размер семьи возраст брака – независимая переменная, а размер семьи – зависимая.
15. Генеральная совокупность
– объект исследования, «локализованный» территориально и во времени, на который распространяются выводы исследования.
16. Репрезентативная выборка
– выборка, которая является (или считается) истинным отражением родительской популяции (генеральной совокупности), то есть имеет тот же профиль признаков, например, возрастную и классовую структуру, уровень образования. Репрезентативная выборка достигается за счет гарантии полностью случайного отбора.
Другие материалы:
Отношение и привлеченность к вредным привычкам молодежи г.Ставрополя
и Кисловодска
Следующий блок нашего исследования посвящен здоровью молодых граждан, а так же их отношению к вредным привычкам.
На вопрос: «Считаете ли вы, что вредные привычки оказывают отрицательное влияние на здоровье?» - большинство опрошенных обои ...
Формулировка и обоснование проблемы
а) Исследуемая проблема
Специалист любой отрасли должен обладать не только широкими знаниями, умениями и навыками в своей профессиональной области, но и быть широко образованным, способным ориентироваться в вопросах культуры, литературы ...
Государство и экономика
Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка дают не только положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как монополизм, безработ ...