Словарь
1. Макросоциология (фундаментальный уровень социологического знания)
— область социологического знания, связанная с изучением крупных социальных структур.
2. Микросоциология (эмпирический уровень социологического знания)
— область социологического знания, которая связана с анализом повседневного взаимодействия между людьми.
3. Теория
— утверждение, содержащее совокупность взаимосвязанных положений и гипотез.
4. Общество
— объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную социокультурную идентичность.
5. Личность
— социальная сущность человека, субъект и продукт социальных отношений.
6. Операционализация
- процесс преобразования абстрактных понятий в конкретные термины (пример: абстрактное понятие «социальный класс» преобразуется в термины «род занятости», «доходы», «образ жизни»).
7. Выборка
– отбор индивидуумов из более широкой совокупности (генеральной совокупности), предназначенный для отражения характеристик этой совокупности во всех существенных отношениях.
8. Респондент
– лицо, отвечающее на вопросы анкеты или интервью.
9. Инструментарий
– определенный набор методически-исследовательских документов, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами исследования, с помощью которых обеспечивается сбор эмпирических социологических данных (анкета, бланк-интервью, карточка наблюдения и т.д.).
10. Интервью
– (от английского – interview – беседа с глазу на глаз) метод опроса, использующий в качестве источника информации беседу исследователя с респондентом в соответствии с исследовательской программой.
11. Гипотеза
– утверждение, предсказывающее существование некоторой зависимости между переменными.
12.
Переменная
– признак, принимающий разные значения для различных случаев или для различных моментов времени в рамках одного случая. Термин используется, как правило, в эмпирическом социальном исследовании таких факторов, возраст, социальный класс, статус занятости, образование, способных другие изменения, вроде уровня доходов.
13.
Независимая переменная –
переменная, которая управляется экспериментально или с целью наблюдения ее воздействия.
14. Зависимая переменная
– мера воздействия независимой переменной.
Так, при изучении, например, воздействия брачного возраста на размер семьи возраст брака – независимая переменная, а размер семьи – зависимая.
15. Генеральная совокупность
– объект исследования, «локализованный» территориально и во времени, на который распространяются выводы исследования.
16. Репрезентативная выборка
– выборка, которая является (или считается) истинным отражением родительской популяции (генеральной совокупности), то есть имеет тот же профиль признаков, например, возрастную и классовую структуру, уровень образования. Репрезентативная выборка достигается за счет гарантии полностью случайного отбора.
Другие материалы:
Негативная роль
гендерных стереотипов в обществе
В последние годы представления о мужских и женских половых ролях подвергаются критике со стороны ряда авторов. Представители новой точки зрения считают, что традиционные половые роли ограничивают и сдерживают развитие не только женщин, но ...
Культурный облик современного российского города
Цель статьи – изучить особенности культурного облика города в рамках дисциплины «социология города».
Работа посвящена исследованию культурного облика современного российского города.
Социология города - специальная социологическая теори ...
К. Маркс «К критике политической экономии»
В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. С ...