SocioDone

Социология: современные тенденции

Методы проведения исследований. Метод прямого наблюдения
Страница 2

Информация о социологии » Социальная успешность как результат социализации » Методы проведения исследований. Метод прямого наблюдения

Когда наблюдение заранее не запланировано – оно считается случайным.

Каждый из приведенных выше видов наблюдения имеет свои специфические свойства, преимущества и недостатки, трудности, возникающие в процессе их использования, и все это необходимо обязательно учитывать, приступая непосредственно к самой процедуре исследования.

Трудности наблюдения также могут разделяться как:

· субъективные;

· объективные

(не зависящие от наблюдателя).

Объективными трудностями наблюдениясчитаются: ограниченность времени наблюдения временем совершения события. Однако не все социальные факты поддаются непосредственному наблюдению.

К субъективным же трудностям относится личное понимание и истолкование исследователем событий

Любое восприятие является результатом сложения ощущений в данный момент и уже накопленного опыта. Все, что воспринимает наблюдатель, он сравнивает, сопоставляет с тем, что он уже знает, т.е. наблюдение и вывод практически неделимы.

В.А. Ядов пишет: «Как следствие постоянного присутствия элементов памяти в восприятии наблюдателя можно рассматривать и тот факт, что сам объект наблюдения есть результат выбора из всех открытых для наблюдения объектов. Прошлый опыт наблюдателя во многом определяет его точку зрения, его систему классификации явлений, в которую одни факты легко укладываются (и кажутся значимыми), а другие не находят в ней места (кажутся не имеющими значения и ими пренебрегают)».

Восприятие включает осознание наблюдаемых объектов. Вновь получаемое впечатление вовлекается в систему уже имеющихся знаний.

Наблюдая социальный процесс или ситуацию, необходимо всё время иметь в виду возможные искажения результатов наблюдения, вызываемые как самим фактом наблюдения, так и фактом присутствия наблюдателя.

В естественных науках наличие наблюдателя, как правило, не оказывает влияния на изучаемый процесс (объект наблюдения), в то время как при социологическом наблюдении такое воздействие – скорее правило, чем исключение. Даже одно лишь присутствие наблюдателя может изменить ход наблюдаемого процесса или ситуации, в частности – при исследовании небольших по своему составу социальных групп.

Присутствие наблюдателя может вызвать у наблюдаемых чувство смущения, застенчивости, особенно в тех случаях, когда ситуация расходится с их представлениями о нормальной ситуации. Личностные качества наблюдателя, проявление им отношения к происходящим событиям могут также оказать серьезное влияние на поведение наблюдаемых. И возникает вопрос: «Стоит ли наблюдателю вмешиваться в изучаемый процесс»?

В своей работе Ядов В.А. очень хорошо осветил данный вопрос[1]: «Если основная цель – диагностика ситуации (как в случае изучения собрания в качестве одного из каналов выражения общественного мнения), вмешательство социолога в ход событий исказит реальную картину, а в итоге будут получены ненадежные данные. Если же цель исследования познавательно – аналитическая, или практически прикладная, и состоит главным образом в принятии управленческих и организационных решений, активное вмешательство не только возможно, но и полезно». Для достижения этих целей применяется стимулирующее включенное наблюдение или – наблюдающее участие.

При таком наблюдении необходимо полное вхождение в изучаемую среду, завоевание симпатии и доверия исследуемых людей и групп. Это делается для того, чтобы устранить помехи от присутствия исследователя.

Изучение объекта, активное вмешательство исследователя путём организованных действий, дальнейшее изучение и повторные действия. Этот тип исследований применяется также в системах реконструкции организаций управления. Преимущества включенных наблюдений очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей.

Существует вероятность, что исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию. Происходит это из-за «вживания» исследователя в ситуативную среду, потери им отстранённости.

Это также и нравственная проблема включенного наблюдения: насколько этично, маскируясь под участника какой-то общности людей, исследовать их? Данной проблемой ученые занимаются не один десяток лет, многие авторы пытались ответить на этот вопрос, и мне кажется, что нравственная сторона любого явления должна интересовать людей, т.к. от этого зависит здоровье самого общества.

Применение метода наблюдения в социологическом исследовании предъявляет высокие требования к личности наблюдателя, его мировоззрению, квалификации, от его умению находить общий язык с наблюдаемым.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Европейский брак в средневековье и эпоху Возрождения
На протяжении IV и V веков Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а ...

Социальная работа по профилактике раннего брака и материнства.
Важное значение имеет половое воспитание - это комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребёнка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и л ...

Возникновение и развитие психологии и социологии малых групп. Понятие “малой группы” и ее основные отличительные черты
Психология и социология малой группы является сравнительно новой областью в системе социальных наук. Ее становление относится к 20—30-м годам нашего века. До этого времени она почти не разрабатывалась. Французский ученый Лебон первый исс ...