SocioDone

Социология: современные тенденции

Сущность и основные направления социальной политики
Страница 1

Информация о социологии » Социальная политика государства » Сущность и основные направления социальной политики

Отличительной чертой современной рыночной экономики является ее социальная направленность. С одной стороны, развитие экономики позволяет осуществлять более многообразные и дорогостоящие социальные программы, а с другой - решение социальных проблем служит, важным фактором устойчивого экономического роста. Социальные проблемы решаются в процессе разработки и реализации социальной политики государства. Социальные эффекты конкурентного рынка, по образному выражению создателя концепции социального рыночного хозяйства А. Мюллер-Армака: «всегда вызывали удивление», что было вызвано способностью рынка, как механизма, нейтрального к социальным ценностям, содействовать балансу интересов разрозненных экономических субъектов и приводить к росту благосостояния общества в целом. Впервые эта особенность конкурентного рынка была описана в экономической теории А.Смита в виде гипотезы «невидимой руки рынка», когда экономический субъект, стремясь лишь к цели увеличения собственного материального благополучия, и «в этом случае, как и во многих других, невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения . Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это». Такой подход позволяет рассматривать социальные эффекты рынка как побочные эффекты в функционировании безразличного к этическим нормам рыночного механизма, когда экономические субъекты, рассчитывая на один результат (личная выгода), в итоге взаимодействия получают более расширенный и весомый результат в виде роста не только личного, но и общественного благосостояния.

Синергический (совместный, согласованно действующий) социальный эффект конкурентного рынка, благодаря которому развитой рыночной экономикой был достигнут исключительно высокий уровень индивидуального и общественного благосостояния, объясняется способностью рынка так распределять ограниченные ресурсы, чтобы достигать максимального выпуска необходимой потребителям продукции при минимальных альтернативных издержках. В результате такого распределения ресурсов достигается социальная эффективность рынка в потреблении. С данным социальным измерением рынка, несмотря на многочисленные разногласия по другим вопросам, согласны учетные практически всех направлений экономической теории. Большинство из них считают, что рыночную экономику уже только потому следует характеризовать как социальную, что ее конкурентный механизм ориентирован на удовлетворение потребностей людей.

Однако рыночный процесс координации сводит индивидуальные эгоистические интересы к общественным, социально желательным результатам только в том случае, если:

1) рынок обеспечивает всем индивидам без исключения равный доступ к единому экономическому пространству;

2) отношения между экономическими субъектами не требуют дополнительных затрат для установления взаимосвязей и осуществления обмена;

3) свободные рыночные цены создают высокоэффективную саморегулирующуюся информационную среду, к которой все индивиды имеют равный доступ при нулевых издержках;

4) отсутствуют отрицательные внешние эффекты.

Эти условия являются идеальными, а потому в реальном рыночном хозяйстве из-за существующих помех, имеющих зачастую нерыночную природу, они не могут быть реализованы. Речь идет о неравномерном распределении рыночной власти между экономическими субъектами, нарушении монополиями суверенитета потребителя, существовании обширной сети нерыночных взаимосвязей и взаимозависимостей, наличии высоких издержек на осуществление обмена и получение информации. Существование этих несостоятельностей рынка приводит к потерям в индивидуальном и общественном благосостоянии, что не позволяет в полной мере раскрыться социальным эффектам рынка.

Кроме того, рынок как нейтральный к социальным ценностям механический инструмент эффективного распределения ресурсов может получить на «входе» такое неравенство в распределении собственности, богатства и доходов, которое в процессе его функционирования приведет к тому, что 1% населения будет присваивать 99% национального дохода, а остальным 99% будет принадлежать оставшийся 1%. Конечно, это гипотетическая ситуация, но реальным является то, что «безразличие» рыночного механизма к действию таких социальных факторов, как власть, политические решения, неравенство способностей и возможностей людей, может приводить к крайним формам неравенства, угрожающим жизнеспособности экономики и общества в целом.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Интервьюирование
При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует получе ...

Негативное воздействие массовой коммуникации
К негативным последствиям массовой коммуникации можно отнести формирование у реципиентов потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала. Ма ...

Основная часть. Основные подходы к исследованию массовой коммуникации
Развитие средств массовой информации создало условия для манипулирования общественным сознанием, что особенно опасно в условиях диктаторских режимов. В связи с этим социологи стали изучать проблемы эффективности пропаганды и контрпропаган ...