SocioDone

Социология: современные тенденции

Социальная защита населения
Страница 1

Под государственной социальной защитой понимается система отношений индивид—государство и семья—государство, складывающаяся по поводу: обеспечения государством гарантированного минимального уровня жизни для нормального воспроизводства рабочей силы и содержания иждивенцев; сохранения прежнего уровня жизни утратившим трудоспособность вследствие рисков (производственной травмы, безработицы, болезни, наступления старости, смерти кормильца, форс-мажорных обстоятельств - наводнение, землетрясение, террористический акт); обеспечения минимальных жизненных стандартов изначально нетрудоспособным членам общества. Система социальной защиты является органическим элементом современного рыночного хозяйства, существующим в разных странах. Несмотря на принципиальные различия в объемах, направлениях и институтах социальной защиты в этих странах, она строится по единым принципам: субсидиарности, солидарности, эффективности, адекватности, непрерывности, и т.д.

Системообразующим базисным принципом социальной защиты в рыночной экономике является принцип субсидиарности. Он состоит в том, что в силу некоторых обстоятельств в рыночной экономике индивид может нуждаться в помощи государства. Эта помощь должна предоставляться в объеме стартового минимума, который усилит его индивидуальные устремления и готовность к успешной деятельности, но при этом не ограничит ответственность индивида за собственное положение и экономическую инициативу. Наиболее полно принцип субсидиарности воплощается в системе государственных гарантий. В некоторых странах это могут быть гарантии минимальных фиксированных доходов (минимальная заработная плата и пенсия), а также гарантии нормального жизнеобеспечения в форме права на труд, на отдых, образование и медицинское обслуживание, охрану труда и семьи. Данные гарантии, представляющие собой правовой и материальный «каркас» для нормальной жизнедеятельности общества, призваны обеспечить минимальные жизненные стандарты и одинаковые стартовые условия всем без исключения членам общества. Выстраивая систему социальной защиты в соответствии с принципом субсидиарности, государство, таким образом, отдает предпочтение защите активности и частной инициативы, гарантируя и обеспечивая каждого индивида необходимыми условиями для высокопроизводительной конкурентной экономической деятельности. Если индивид по тем или иным причинам выбывает из конкурентной борьбы, то государство оказывает ему поддержку, стимулируя его усилия вернуться в сферу рыночной деятельности. При этом исходя из принципа субсидиарности поддержка государства носит не безвозмездный и не безусловный характер, а осуществляется с учетом трудового вклада нуждающегося, размера уплачиваемых налогов и взносов. В соответствии с данным принципом строится система пособий работающим (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по безработице).

Неуплата работодателем взносов на социальное страхование не лишает его работников права на получение страховых пенсий и пособий, и в этом частном случае проявляется принцип солидарности социальной защиты, который свидетельствует о степени готовности общества оказывать социальную помощь определенным категориям нуждающихся безотносительно к их участию или неучастию в общественном производстве, без учета уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов. На действии данного принципа базируется социальная помощь как элемент социальной защиты, представляющий собой систему мер по содержанию и обслуживанию; нетрудоспособных граждан. Поиск оптимального сочетания принципов субсидиарности и солидарности, эффективности и справедливости делает политику социальной защиты одним из самых подвижных элементов государственной экономической политики, который находится в постоянном маятниковом движении от патернализма, когда государство берет на себя непосильные обязательства по социальной защите большинства граждан, до индивидуализма, когда государство самоустраняется от решения большинства социальных проблем. В последнее время общепризнанно, что любая программа социальной защиты, чтобы увеличивать общественную полезность и не наносить ущерба благосостоянию третьих лиц, должна отвечать принципу эффективности, означающему, что чистые социальные выгоды от действия любой социальной программы должны превышать социальные издержки. Для сравнительной оценки эффективности может быть использован аналитический инструмент: «затраты—выпуски». При этом затраты представляют собой вложения государственных органов в какую-либо социальную программу или проект, а выпуск - конечные результаты выполнения данной программы в виде роста благосостояния. Для оценки могут быть использованы показатели качества жизни: потребление, уровень доходов, состояние образования и здравоохранения, численность бедных.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Особенности реабилитационных мероприятий на медико-социальном этапе
Учитывая результаты социально-психологической диагностики на данном этапе нами в качестве рекомендаций нами была предложена программа реабилитации наркозависимых «Шанс», которая базируется на программе «12 шагов» с элементами программы «Д ...

Точечные оценки для средней и дисперсии генеральной совокупности
Обозначим через и σ2 среднюю и дисперсию генеральной совокупности. Возвратная выборка объема n может рассматриваться как совокупность n независимых случайных величин Xj, имеющих одно и то же распределение, совпадающее с генеральным ...

Цивилизация и социальное развитие.
Социальная дифференциация—это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение. Многие исследователи считают, что социальное расслоение свойственно любому обществу. Даже в первобытных племенах выделялись группы в соот ...