SocioDone

Социология: современные тенденции

Становление общественного и частного призрения в Российском государстве в XVIII – XIX в.в. Государственно-административный подход к общественному и частному призрению и помощи инвалидам
Страница 5

Информация о социологии » Проблемы инвалидности и пути их решения в различных странах в XVIII-XIX вв. » Становление общественного и частного призрения в Российском государстве в XVIII – XIX в.в. Государственно-административный подход к общественному и частному призрению и помощи инвалидам

Полное воплощение эта идея получила при Александре I, когда убедились, что призрение для правительства — ноша чрезмерная, и без общественности не обойтись. Для того чтобы привлечь внимание жертвователей, самому делу призрения был придан статус национально значимого деяния. Не случайно к делу призрения были подключены члены императорской семьи в ранге высочайших покровителей. При этом учтены были и пожелания жертвователей, которые сводились к тому, чтобы любая помощь с их стороны была индивидуализирована, т.е. средства жертвователей не перечислялись на статью госбюджета, а направлялись на реализацию заявленной ими идеи и были именными (мы сейчас назвали бы это “адресной помощью”).

Стремясь не допускать пассивности общественности, Александр I включил призрение в сферу общественного самоуправления, оставив за правительством функцию общего руководства этим деликатным процессом. Александр I подписал закон, по которому призрение в России передавалось организациям и ведомствам, разделенным на несколько типов. Они получили название “учреждений, на особых основаниях управляемых”. Таким образом, в России была создана гибкая, дифференцированная и чрезвычайно эффективная система государственно-общественного призрения, которая не только поражала иностранцев своим совершенством, но часто служила примером для других развитых стран. Система эта постоянно совершенствовалась, уточнялась, частично изменялась.

К концу XIX в. насчитывалось 14854 благотворительных учреждения (общества и заведения), причем их условно можно было разделить на две группы — учреждения, которые относились к министерствам и ведомствам, преследующим только благотворительные цели, и ведомства, не имеющие специального благотворительного назначения.

Эта система, опирающаяся на российское законодательство, не была лишена недостатков. Главными из них были: неясность определения тех категорий людей, которые имеют право на общественное призрение; вопрос о том, из каких средств должны покрываться расходы по общественному призрению; степень родства людей, обязанных содержать своих попавших в беду родственников.

В результате реформ второй половины XIX в. в России появились земства, которым были переданы вопросы местного самоуправления и, естественно, решение некоторых вопросов общественного призрения. Но они не имели достаточно денег. Для решения этих и целого ряда других вопросов в конце XIX века была образована комиссия для пересмотра действующего законодательства о призрении инвалидов. Но войны, а затем и революции помешали увидеть результаты деятельности этой комиссии.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Другие материалы:

Терроризм. Определение терроризма и его особенности
Современный терроризм обладает огромными финансовыми и экономическими возможностями, не контролируемыми ни государством , ни обществом. Он имеет собственную систему внутреннего управления и противодействия государству в интересах достижен ...

Профессиональная этика
Необходимость повышения значимости этических проблем экономики объективно обусловлена огромными потерями от нарушения норм морали и права. Темпы роста преступности в развитых странах опережают темпы экономического роста темпы роста населе ...

Проблема человека в концепции Лумана
Как уже говорилось, Луман делает шаг к тому, чтобы лишить понятие "субъект" значимого предметного основания ("гуманистическое предубеждение") и свести общество не к взаимодействию людей, а к "сети коммуникаций&quo ...