SocioDone

Социология: современные тенденции

Кто такой лидер?
Страница 1

Лидерство в управлении » Кто такой лидер?

Теперь перейдём к самой теории. Лидерство - что это такое? Чтобы отметить черты личности лидера, характерные для получения его статуса, надо для начала ответить на вопрос: ” Кто такой лидер?” То есть дать определение этому слову. Мы познакомились с определением, которое даёт Б. Д. Парыгин, давайте посмотрим определение этого слова с других точек зрения.

Лидерство — один из способов дифференциации группы в ре­зультате деятельности, общения и взаимодействия ее членов. Возникнув как результат общения и взаимодействия инди­видов в составе группы, лидерство становится сложным соци­ально-психологическим феноменом, в котором, определенным образом, фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития, имеющие не только психологическую или эмоционально-психологическую, но в первую очередь соци­альную и классовую природу и сущность. Попытки вывести ли­дерство из чисто психологических отношений между членами малых групп и противопоставить его руководству как процессу, имеющему исключительно социальную и политическую приро­ду, характерны для современной американской социальной пси­хологии, которая рассматривает малые группы в основном в ка­честве эмоционально-психологической общности людей.

Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и ответственности, благодаря признанию груп­пой его заслуг и способности оказывать влияние на окружаю­щих занимает определенное положение в системе групповой ор­ганизации, т. е. в ее структуре. Групповая структура с этой точ­ки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов. Одна из важных особенностей структуры — ее гиб­кость и динамичность. Это значит, что в условиях социалисти­ческого общества в процессе общественно полезной деятельно­сти для каждого члена группы всегда открыта возможность из­менить свой статус в лучшую сторону, приобрести уважение, ав­торитет и признание товарищей.

Лидерство—сложный социально-психологический процесс группового развития, в результате которого и происходит возникновение и дифференциация групповой структуры, ее оптимизация и непрерывное совершенствование. Ошибочно как отождествлять лидерство и руководство в группе, так и противопоставлять их.

Как отмечают современные исследователи, лидерство и ру­ководство—это персонифицированные формы социального взаимодействия и интеграции всех механизмов и способов со­циально-психологического воздействия для достижения макси­мального эффекта в групповой деятельности. Если феномен ли­дерства по своей природе связан, прежде всего, с регулированием межличностных отношений, носящих неоформленный характер, то руководство является носителем функций и средством регу­лирования официальных (оформленных) отношений в рамках социальной организации (Е. С. Кузьмин, Б. Д. Парыгин).

Е.С. Кузьмин рассматривает руководство как процесс уп­равления трудовой деятельностью группы, осуществляемый

руководителем — посредником социального контроля и власти — на основе административно-правовых полномочий и норм соци­алистического общежития. В связи с этим лидерство определя­ется как процесс внутренней социально-психологической само­организации и самоуправления взаимоотношениями и деятель­ностью членов группы за счет индивидуальной инициативы уча­стников. Личность добровольно берет на себя значительно большую меру ответственности, чем того требует формальное соблю­дение служебных предписаний или общепринятых норм.

Если взять определение слова лидерство, к примеру, из энциклопедии, то оно будет звучать примерно так: ”Лидерство – это один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая, в свою очередь, ожидает, принимает и поддерживает его действия”.

Теперь мы узнали кто же такой лидер с научной точки зрения, но мне бы хотелось узнать, как понимают это слово мои одноклассники и учителя. Но в соответствии с моей темой, вопрос был поставлен по-другому. Не что такое лидерство, а кто такой лидер (в их понимании), какими функциями он обладает, какие цели преследует и какими чертами на их взгляд обладает. Задание было такой формы: продолжите предложение: “Лидер – это… “

Одноклассники:

Я объединила все получившиеся ответы вместе и вот, что у меня получилось: лидер – человек, обладающий какой-то властью в социальной группе, ведущий за собой людей, принимающий ответственность не только за себя, но и за отдельные неудачи ведомых им людей. Кроме того, он контролирует коллектив, направляет его. Лидер имеет поддержку масс, выражает общие идеи (и предлагает их), на него можно положиться в любой ситуации. Это человек, с которым хочется общаться, находящий единственно правильное решение проблемы, не ущемляя ничьих интересов. Это серьёзный, всегда находящийся в центре событий, уважаемый, авторитетный, популярный человек, либо человек которого боятся.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Причины девиантного поведения подростков
Подростковый период онтогенеза – это остро протекающий период от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисг ...

Международные и российские нормативные, правовые документы в области защиты прав женщин и детей
Насилие по отношению к женщине отражает ситуацию в обществе в целом, является своеобразным социальным индикатором. Основным социальным противоречием является то, что женщины, как правило, не знают своих законных прав и, соответственно, не ...

Цивилизация и культура
Понимание культуры и культурной деятельности заключается в том, что мир культуры — это мир особых предметностей, а культурная деятельность — предметная по своей сути, т. е. направленная на создание этих предметов. В противном случае, она ...