Культура как социальная реальность
Культура представляет собой всю совокупность небиологических, то есть приобретенных, а не врожденных аспектов жизни человека чертой, которая отличает его от животных. Слово культура восходит к латинскому слову обозначавшему «возделывание земли».
Существует несколько подходов к определению культ. Обобщив около 500 дефиниций, американские антропологи А.Кребер и Х. Клакхон выделили три основные характеристики, на которые обратили внимание большинство исследователей.
1) культура — это то, что отличает человека от животных, то, что свойственно только человеческому обществу;
2) культура — это то, что не передается биологически, а предполагает передачу посредством обучения; культура не детерминирована особенностями человека как вида, а создана им; культура противоположна природе:
3) культура передается при помощи символических форм (языка, произведений искусства, изделий и инструментов и т.д.) и связана с идеями.
Слово культура можно употреблять применительно к культуре вообще. Однако не менее часто это слово используется ля обозначения конкретного культурного организма, который обладает своей индивидуальной структурой.
Культура, будучи системой понятий, ценностей, оценок, в значительной степени определяет то, как видит мир ее носитель. Для представления этой идеи было введено понятие культурной картины мира, которая отличается от научной картины мира. Культурная картина мира включает в себя всю совокупность опыта, полученного данным народом на протяжении всей истории своего существования.
Культурная картина мира может по праву считаться понятием, которое обобщает все подходы, которые применяются при изучении культуры.
Различают культуру духовную и культуру материальную. Материальная культура — это предметы ремесел, производства, техника, сооружения, орудия труда, то есть арте факты (все, что сделано руками человека). Принципиально важно, что артефакты не только являются предметами, созданными человеком, а, следовательно, противопоставляются природным объектам: они также несут на себе определенную смысловую нагрузку и могут иметь символическое значение, а также представляют для членов общества ценность, другими словами, они концентрируют вокруг себя значения, понятные всем носителям данной культуры.
Духовная культура (нематериальная культура) включает в себя все то, что не имеет непосредственного материального субстрата, но выражается лишь косвенно в продуктах материальной культуры: язык, идеология, знания, ценности, обычаи и т.д. Элементы, входящие в нематериальную культуру нельзя потрогать руками, но они существуют в нашем сознании и постоянно поддерживаются в процессе взаимодействия.
Между духовной и материальной культурой нет четкого различия, они являются как бы разными сторонами одной монеты. Это можно показать на примере искусства. Любое произведение искусства является материальным феноменом, поскольку всегда в чем-то воплощено (это касается даже музыки, которая выражается в звуках либо нотной записи). Но в то же время любое произведение искусства представляет собой выражение определенных смыслов, отражающих ценности и идеологию общества или эпохи либо противостоящих общепринятым ценностям.
При исследовании культуры различают культурную статику и к динамику. Культурная статика — то внутреннее строение культуры, совокупность элементов, которые ее конституируют, и связей между ними. Культурная динамика описывает те изменения, которые претерпевает к при распространении во времени (исторический аспект) или в пространстве (расширение культуры, увеличение числа ее носителей).
Как уже указывалось, термин культура» может использоваться для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма. И действительно, русская культура значительно отличается от английской, немецкой, французской и других культур. Каждой культуре присущи индивидуальные черты, которые проявляются при к контактах.
Однако в каждой культуре содержатся элементы, которые могут быть названы культурными универсалиями. Культурные универсалии — это такие черты, нормы, свойства, традиции, обычаи, которые присущи всем культурам независимо от того, на каком этапе развития они находятся и в каком месте земного шара локализуются. Американский социолог Д. Мердок 1959 г. описал такие универсалии. Он отнес к ним различия между людьми по возрасту, спорт, космологию, гадание, танцы, декоративное искусство, ухаживание и другие культурные феномены (всего им было выделено 70 универсалий).
Другие материалы:
Особенности социального познания, конкретно-исторический подход к
социальным явлениям
Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. В процессе познания всегда присутствую ...
Демократия, ее характеристика. Демократическая политическая культура
Термин «демократия» появился в Древней Греции и в буквальном переводе означает «власть народа». В современной политической науке под демократией понимается политический режим (иногда говорят о политической системе, форме государственно-по ...
Адаптация мигрантов на новом месте жительства.
По нашим данным, не обращались за помощью в государственные органы или общественные организации около 30% опрошенных мигрантов, в миграционную службу обратились 35% опрошенных, около 25% - в службу занятости. В отношении помощи в обустрой ...