Реабилитация детей-инвалидов как социальная проблемаСтраница 1
В настоящие время процесс реабилитации инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т.д. вскрывают различные аспекты этого процесса. Исследуют механизмы, этапы, стадии и факторы реабилитации.
Проблема реабилитации детей и подростков с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом и в практическом отношении. Но, не смотря на это реабилитации детей – инвалидов все еще не являются предметом специального исследования.
В представлении Е.И. Холостовой – реабилитация –
комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.
По мнению Дементьевой Н.Ф. – реабилитация
– процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на более полную компенсацию ограничения жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья, со стойким расстройством функций организма.
Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов. К ним следует отнести: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся. (13)
В рамках комплексной реабилитационной деятельности можно выделить различные уровни, в их числе:
- медико-социальный,
- профессионально-трудовой,
- социально-психологический,
- социально-ролевой,
- социально-бытовой,
- социально-правовой.
В практической социальной работе реабилитационная помощь оказывается различным категориям в том числе и детям-инвалидам. В зависимости от этого определяются и важнейшие направления реабилитационной деятельности.
Реабилитация инвалидов с детства, особенно детей-инвалидов, имеет свои особенности, т. к. она должна обеспечить с учетом того, что речь идет о растущем организме, развитие всех систем и функций, предупредить задержку в росте и развитие ребенка. Поэтому под реабилитацией инвалидов детства с учетом основополагающих и методологических положений реабилитации, принято принимать систему медицинских, педагогических, психологических, социально-экономических и др. мероприятий, которые направлены на ликвидацию или коррекцию патологических изменений, нарушающих нормальный ход развития организма ребенка. И на максимально полную и раннюю социальную адаптацию ребенка, на формирование у него положительного отношения к жизни, обществу, семье, обучению, трудовой деятельности.
Изучение нами различных источников [6, 12, 19, 34] показало, что, несмотря на значительные различия систем реабилитации в разных странах, всё шире развивается международное сотрудничество в этой сфере, всё чаще поднимается вопрос о необходимости международного планирования и разработки координированной программы реабилитации физически неполноценных лиц. Так, период с 1983 по 1992 годы был объявлен ООН Интернациональной Декадой Инвалидов; в 1993 году Генеральная ассамблея ООН приняла «Стандартные правила уравнивания возможностей инвалидов», которые должны считаться в странах членах ООН точкой отсчёта в сфере прав инвалидов. Стандартные правила – это основной международный документ, фиксирующий краеугольные принципы жизни инвалидов в обществе. В них содержатся конкретные рекомендации государствам о мерах по устранению препятствий, осложняющих участие инвалидов в общественной жизни, с одной стороны, и по обеспечению адекватного отношения общества к проблемам инвалидам, их правам, потребностям, возможностям самореализации, с другой.
Согласно Стандартным правилам, процесс реабилитации не ограничивается оказанием лишь медицинской помощи, а включает широкий круг мер, начиная от начальной и более общей реабилитации и кончая целенаправленной индивидуальной помощью. (35)
В современной теории социальной работы выделяют следующие виды реабилитации инвалидов:
1. медицинская,
2. социально-средовая,
3. профессионально-трудовая,
4. психолого-педагогическая,
5. социальная;
6. социокультурная.
Остановимся на характеристике каждого вида.
1. Медицинская реабилитация
включает в себя комплекс медицинских мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, приведших к инвалидности. Это такие меры, как восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактика осложнений, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, физиотерапия, лечебная физкультура, грязелечение, психотерапия и др. Государство гарантирует инвалидам в полном объеме всех видов медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение. Все это осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов.
Другие материалы:
Теоретические основы благотворительной деятельности. Понятие
и классификация благотворительности
Одной из ключевых проблем исследования благотворительной деятельности до сих пор остается слабо проработанный терминологический аппарат и соответственно связанные с этим разночтения в понимании благотворительности как явления.
Среди иссл ...
Роль внутренней культуры личности в практике
социальной работы
Показать роль внутренней культуры личности в практике социальной работы можно исходя из требований, которые она предъявляет к специалисту своей спецификой.
Особенности профессии, специфика профессионального труда, требования, предъявляем ...
Социальная безопасность как основа социальной политики
Важность достижения высоких социальных стандартов и безопасного планирования своей жизни подчеркнул президент. К решению всех этих вопросов необходим комплексный подход:
· они включают в себя вопросы здоровья населения,
· демографическо ...