SocioDone

Социология: современные тенденции

Современные цивилизации.
Страница 2

В традиционном обществе первостепенное значение имеют коллективные формы человеческого общежития. Западная же цивилизация выдвинула в качестве важнейшей ценности независимую автономную личность, что послужило основой для выработки идей о правах человека, о гражданском обществе и правовом государстве.

Научные открытия и технические новшества позволили наладить массовое производство. Индустриальный мир стремился к наращиванию объёмов, скоростей, мощностей.

К середине столетия индустриальная цивилизация превратилась в общество массового производства и потребления.

«Каждое индустриальное общество, независимо от того, является оно капиталистическим или социалистическим, восточным или западным, руководствуется определёнными принципами. Стандартизация, централизация, максимализация, гигантомания, дезинформация, специализация, синхронизация—пришельцы с марса обнаружили бы повсюду одно и то же». О. Тоффлер—американский учёный.

Однако к середине 70-х гг. сложившаяся на этих принципах система производства и общественной жизни стала давать сбои. Появились многочисленные ограничения для движения по уже проложенному пути. Первым из них стал энергетический кризис: дальнейший рост потребления всё более дорожавшей нефти грозил подорвать национальные экономики тех стран, которые жили за счёт ввоза. Но кроме нефти всё более скудели запасы и других ресурсов планеты, необходимых для развития производства и общества, в том числе природные ископаемые.

Сказались и экологические ограничения. Массовое производство было дешёвым не только в силу своих масштабов, но и потому что производители не тратились на охрану окружающей среды, на исключение вредных выбросов в атмосферу и т. п Однако такое отношение к природе, с одной стороны, как неисчерпаемой кладовой ресурсов, а с другой—как к удобному месту для сброса отходов привело к реальной угрозе экологической катастрофы, и его пришлось изменить. Массовое производство из прибыльного грозило стать весьма убыточным.

Следует ли из сказанного, что так бурно стартовавшая индустриальная цивилизация изжила себя, приблизясь к неизбежному краху? Такие мрачные прогнозы высказывались, и неоднократно. Однако западное общество сумело решить ряд трудных проблем—ответы на многие вопросы дала научно-техническая революция. Благодаря её достижениям удалось создать ресурсосберегающую технологию, что заметно сократило применение природного сырья. На базе электронно-вычислительной техники началась революция в управлении производством. Будущее, как считают многие учёные, за информационным обществом.

В настоящее время наряду с массовым производством всё более прочные позиции занимает мелкосерийное. Расширяются коммуникативные возможности: многоканальное и спутниковое телевидение, различные печатные издания, рассчитанные на самые разные группы читателей, личные компьютеры. Этнические, культурные различия не рассматриваются теперь как помеха на пути развития общества.

Итак, человечество «снова в пути». Значит ли это, что все проблемы, по крайней мере для тех, кто вступает в стадию постиндустриального развития, решены? Нет. Возникают новые трудности и тупики. Но самыми опасными становятся те из них, которые затрагивают всё человечество: экологический кризис, рост вооружений и их совершенствование, демографический взрыв.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Теоретические основы благотворительной деятельности. Понятие и классификация благотворительности
Одной из ключевых проблем исследования благотворительной деятельности до сих пор остается слабо проработанный терминологический аппарат и соответственно связанные с этим разночтения в понимании благотворительности как явления. Среди иссл ...

Отношение современной молодежи к проблеме абортов
В современной России уровень абортов продолжает сохраняться на достаточно высоком уровне. Впервые аборты в нашей стране были разрешены в 1920 году, при этом СССР стал первой в мире страной, легализовавшей эту операцию. В качестве оправдан ...

Политические ориентации
Политические ориентации – это направленность личности на определенные политические идеи и ценности, на те или иные политические силы, в совокупности являющиеся внешними факторами, регулирующими и детерминирующими мотивацию личности и ее п ...