Современная цивилизация и политическая жизнь.Страница 3
Органы государственного управления, являясь важнейшим рычагом воздействия на общественные процессы, мобилизует общество на выполнение принятых решений. Основные функции управленческого процесса— обработка и использование информации, принятие и реализация решений, контроль за их исполнением.
Косвенное влияние на управленческий процесс оказывают и непартийные общественные организации и союзы, которые выступают в защиту государственной политики или против неё.
Главный институт политической системы— государство, отличительной чертой которого является суверенность. Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять всё общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами общества, и, наконец, осуществлять правосудие.
Государственная власть имеет в своём распоряжении профессиональные отряды людей— армию, полицию, и т. п., и потому государство выступает как сила, способная осуществлять принуждение в отношении любого члена общества.
В последней трети XX в. во многих странах мира сложилось государство с особыми признаками, которые в совокупности характеризуют его как государство правовое.
Вдумайтесь в словосочетание «правовое государство»: на первом месте в нём— право, на втором—государство. В социально-политической жизни это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий принцип всякого правового государства. Нерушимость его закрепляется в Конституции страны и распространяется на все прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный суд и вся система судов правового государства.
Верховенство права в обществе как главный принцип правового государства и предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону самого государства, его органов и должностных лиц, других организаций, граждан. В ФРГ, например, было возбуждено дело за неуплату налогов против министра экономики, в США- против второго лица в государстве—вице- президента.
Правовое государство отличается от неправового и качеством законов: они должны быть гуманными, справедливыми, закреплять неотъемлемые права каждого человека – право на жизнь, на достойное существование. Наивно думать, что эти права дарует гражданину государство. Он обладает ими от природы. « Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу, и на личную неприкосновенность». Но свобода не может быть абсолютной, она предлагает ограничения, т. е. имеет определенную меру. В общественной жизни мера свободы выражается в форме прав человека. Эта мера должна быть равной для всех. Например человек, имеющий право на жизнь, должен поступать так, чтобы не допускать опасности жизнь другого человека, а тем более покушаться на неё. Иначе право одного человека становится бесправием, произволом для другого, превращается в одностороннюю привилегию.
В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социальной, культурной личной. Чем шире эти права, чем больше они гарантированны, тем свободнее личность. Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя униженно, неуверенно, теряет способность к творчеству, ограничивая таким способом свои творческое развитие.
Правовое государство провозглашает и конституционно закрепляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека. Тем самым государство признаёт автономию личности по отношению к себе, исключает возможность превращения гражданина в своего верноподданного и рассматривает его как своего равноправного партнёра. Оно защищает, охраняет от произвола прав человека, которые становятся ядром правовой системы. Законы и другие нормативные акты, исходящие от государства, согласуются с правами человека, подчинены принципу его нерушимости. Именно поэтому незыблемость прав человека, его чести и достоинства, его интересов, их охрана и гарантированность составляют ещё один принцип правового государства.
Правовое государство в отличие от неправового осуществляет управление обществом в нормативном порядке, т. е. через законы, а не через индивидуальные акты— команды, приказы. Конечно, без последних современному обществу не обойтись, но в правовом государстве они сводятся к минимуму, не противоречат законам и не выходят за их рамки. Кроме того сами законы отражают объективную необходимость, закрепляют естественно складывающиеся отношения в обществе.
Для того, чтобы законы были справедливыми, осуществлялись гуманными средствами и защищались, необходим эффективный контроль за правотворчеством, правоприменением и правозащитой. Этому служит принцип разделения власти.
Принцип разделения власти - это разделение власти между законодательными, исполнительными и судебными органами. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объёме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений.
Другие материалы:
Проблемы инвалидности и пути их решения в разных странах в XVIII-XIX в.в.. Гуманистический
подход к призрению и помощи инвалидам в западных странах
Как известно, XVIII в. для многих западных стран ознаменовался сильным влиянием идей просвещения, исходивших из Франции. Начали распространяться гуманистические идеи, которые по преимуществу носили филантропический характер. Идеи гуманизм ...
Концепция Макса и Альфреда Вебера
В ряду представителей социологической школы следует назвать и имена немецких социологов Макса Вебера (1864—1920) и его брата Альфреда Вебера (1868—1958). Макс Вебер назвал то направление, которое он разрабатывал, "понимающей социолог ...
Анализ миграции молодёжи на Запад. Методика проведения
исследования
Изучив общие причины миграции молодёжи в страны Запада, следует перейти непосредственно к результатам нашего исследования.
Исследование проводилось путём анкетирования молодых людей, которые попытались со стороны оценить и обозначить нек ...