Современная цивилизация и политическая жизнь.Страница 3
Органы государственного управления, являясь важнейшим рычагом воздействия на общественные процессы, мобилизует общество на выполнение принятых решений. Основные функции управленческого процесса— обработка и использование информации, принятие и реализация решений, контроль за их исполнением.
Косвенное влияние на управленческий процесс оказывают и непартийные общественные организации и союзы, которые выступают в защиту государственной политики или против неё.
Главный институт политической системы— государство, отличительной чертой которого является суверенность. Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять всё общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами общества, и, наконец, осуществлять правосудие.
Государственная власть имеет в своём распоряжении профессиональные отряды людей— армию, полицию, и т. п., и потому государство выступает как сила, способная осуществлять принуждение в отношении любого члена общества.
В последней трети XX в. во многих странах мира сложилось государство с особыми признаками, которые в совокупности характеризуют его как государство правовое.
Вдумайтесь в словосочетание «правовое государство»: на первом месте в нём— право, на втором—государство. В социально-политической жизни это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий принцип всякого правового государства. Нерушимость его закрепляется в Конституции страны и распространяется на все прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный суд и вся система судов правового государства.
Верховенство права в обществе как главный принцип правового государства и предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону самого государства, его органов и должностных лиц, других организаций, граждан. В ФРГ, например, было возбуждено дело за неуплату налогов против министра экономики, в США- против второго лица в государстве—вице- президента.
Правовое государство отличается от неправового и качеством законов: они должны быть гуманными, справедливыми, закреплять неотъемлемые права каждого человека – право на жизнь, на достойное существование. Наивно думать, что эти права дарует гражданину государство. Он обладает ими от природы. « Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу, и на личную неприкосновенность». Но свобода не может быть абсолютной, она предлагает ограничения, т. е. имеет определенную меру. В общественной жизни мера свободы выражается в форме прав человека. Эта мера должна быть равной для всех. Например человек, имеющий право на жизнь, должен поступать так, чтобы не допускать опасности жизнь другого человека, а тем более покушаться на неё. Иначе право одного человека становится бесправием, произволом для другого, превращается в одностороннюю привилегию.
В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социальной, культурной личной. Чем шире эти права, чем больше они гарантированны, тем свободнее личность. Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя униженно, неуверенно, теряет способность к творчеству, ограничивая таким способом свои творческое развитие.
Правовое государство провозглашает и конституционно закрепляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека. Тем самым государство признаёт автономию личности по отношению к себе, исключает возможность превращения гражданина в своего верноподданного и рассматривает его как своего равноправного партнёра. Оно защищает, охраняет от произвола прав человека, которые становятся ядром правовой системы. Законы и другие нормативные акты, исходящие от государства, согласуются с правами человека, подчинены принципу его нерушимости. Именно поэтому незыблемость прав человека, его чести и достоинства, его интересов, их охрана и гарантированность составляют ещё один принцип правового государства.
Правовое государство в отличие от неправового осуществляет управление обществом в нормативном порядке, т. е. через законы, а не через индивидуальные акты— команды, приказы. Конечно, без последних современному обществу не обойтись, но в правовом государстве они сводятся к минимуму, не противоречат законам и не выходят за их рамки. Кроме того сами законы отражают объективную необходимость, закрепляют естественно складывающиеся отношения в обществе.
Для того, чтобы законы были справедливыми, осуществлялись гуманными средствами и защищались, необходим эффективный контроль за правотворчеством, правоприменением и правозащитой. Этому служит принцип разделения власти.
Принцип разделения власти - это разделение власти между законодательными, исполнительными и судебными органами. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объёме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений.
Другие материалы:
Понятие многодетной семьи
Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале ХХ века в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количе ...
Каковы основные средства социального контроля?
Основные средства социального контроля заключаются в следующем:
1. Социализация, обеспечивающая восприятие, усвоение и выполнение индивидом принятых в обществе социальных норм.
2. Воспитание — процесс систематического и целенаправленног ...
Э. Дюркгейм и его теория эволюционного
развития общества
Как отмечалось выше, социология вычленилась в качестве самостоятельной отрасли знания вследствие своей претензии на научное исследование общества. Однако в истории социологии никогда не существовало согласия в том, каков критерий научност ...