Коммуникация между людьми и её видыСтраница 2
Таблица 1. Типология коммуникации (общения)
Основание разделения |
Вид общения |
Краткая характеристика |
Покупка и доставка цветов в Кстово. 1. Используемые знаковые системы |
Вербальная |
Устная или письменная речь, т.е. общение с использованием словесных знаков. |
Невербальная |
Визуальные (воспринимаемые зрительным анализатором), аудиальные (воспринимаемые слуховым анализатором – пара- или экслингвистические), тактильные (связаны с прикосновением, осязательные) и ольфакторные (воспринимаемые обонятельными нализатором) бессловестные способы. общения | |
2. Характер связи общающихся |
Непосредственное |
Контакт «с глазу на глаз», «лицом к лицу». |
Опосредованное |
Контакт при помощи письменных или технических средств, отдаляющих во времени или в пространстве получение обратной связи между участниками. | |
3. Количество участвующих в общении |
Межперсональное |
Непосредственные контакты людей в постоянных группах или парах. |
Массовое |
Множество контактов незнакомых людей, опосредованных различными средствами массовой информации. | |
4. Значимость социальных ролей |
Межличностное |
Стиль общения определяется уникальностью индивидуальных качеств личности, а социальные роли второстепенны. |
Ролевое |
Стиль общения диктуется исполняемой социальной ролью, а личностные качества вторичны. | |
5. Отношение к другому человеку |
Монологическое |
Субъект-объектное, при котором субъект общения (лицо, обладающее активностью, осознанными целями или правом их реализации) связывает реализацию своих целей с партнером, рассматриваемым им как объект общения (лицом пассивным, имеющим цели менее важные, чем цели субекта). Выделяют две разновидности монологического общения – императив и манипуляцию. |
Диалогическое |
Субъет-субъектное, при котором субъект общения связывает реализацию своих целей с равноправным участником взаимодействия (субъектом) и заключающееся во взаимосвязанном познании, самопознании и саморазвитии партнеров. | |
6. Направленность на задачу |
Деловое |
Общение направленно на дело, на результат. |
Личное |
Общение направленно на удовлетворение личностных потребностей. |
Следует пояснить, почему императив и манипуляция объединены под общей рубрикой «монологическое общение». Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам собой. Он увлечен своими целями и задачами, он не видит истинного собеседника, игнорирует его. Он проецирует на них свои взгляды, предубеждения, установки, т.е. видит самого себя. Человек ведет монолог с самим собой, глядя на окружающих людей как в отражения своих недостатков, желаний, потребностей, чувств.
Другие материалы:
Предметное поле социологии культуры
Что можно считать предметом социологии культуры?
Вероятно, саму культуру как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение ...
Предпринимательская деятельность населения в Тюменской области: реальность
и прогноз
Феномен предпринимательства и предпринимательского поведения в науке интерпретируется различным образом. Тем не менее, в настоящее время сложилась устойчивая традиция понимать предпринимательскую активность как инновационное поведение, ре ...
Анализ социально-нравственных отношений в ЗАО ТРК
«МКС». Краткая характеристика
ЗАО ТРК «МКС»
ЗАО ТРК «МКС» является радиовещательной компанией, действующей в соответствие с уставом. Для осуществления своей деятельности предприятие имеет лицензию.
Цель деятельности организации – удовлетворение интересов потребителей в информацион ...