SocioDone

Социология: современные тенденции

Коммуникация между людьми и её виды
Страница 2

Таблица 1. Типология коммуникации (общения)

Основание разделения

Вид общения

Краткая характеристика

Покупка и доставка цветов в Кстово.

1. Используемые знаковые системы

Вербальная

Устная или письменная речь, т.е. общение с использованием словесных знаков.

Невербальная

Визуальные (воспринимаемые зрительным анализатором), аудиальные (воспринимаемые слуховым анализатором – пара- или экслингвистические), тактильные (связаны с прикосновением, осязательные) и ольфакторные (воспринимаемые обонятельными нализатором) бессловестные способы. общения

2. Характер связи общающихся

Непосредственное

Контакт «с глазу на глаз», «лицом к лицу».

Опосредованное

Контакт при помощи письменных или технических средств, отдаляющих во времени или в пространстве получение обратной связи между участниками.

3. Количество участвующих в общении

Межперсональное

Непосредственные контакты людей в постоянных группах или парах.

Массовое

Множество контактов незнакомых людей, опосредованных различными средствами массовой информации.

4. Значимость социальных ролей

Межличностное

Стиль общения определяется уникальностью индивидуальных качеств личности, а социальные роли второстепенны.

Ролевое

Стиль общения диктуется исполняемой социальной ролью, а личностные качества вторичны.

5. Отношение к другому человеку

Монологическое

Субъект-объектное, при котором субъект общения (лицо, обладающее активностью, осознанными целями или правом их реализации) связывает реализацию своих целей с партнером, рассматриваемым им как объект общения (лицом пассивным, имеющим цели менее важные, чем цели субекта). Выделяют две разновидности монологического общения – императив и манипуляцию.

Диалогическое

Субъет-субъектное, при котором субъект общения связывает реализацию своих целей с равноправным участником взаимодействия (субъектом) и заключающееся во взаимосвязанном познании, самопознании и саморазвитии партнеров.

6. Направленность на задачу

Деловое

Общение направленно на дело, на результат.

Личное

Общение направленно на удовлетворение личностных потребностей.

Следует пояснить, почему императив и манипуляция объединены под общей рубрикой «монологическое общение». Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам собой. Он увлечен своими целями и задачами, он не видит истинного собеседника, игнорирует его. Он проецирует на них свои взгляды, предубеждения, установки, т.е. видит самого себя. Человек ведет монолог с самим собой, глядя на окружающих людей как в отражения своих недостатков, желаний, потребностей, чувств.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Предметное поле социологии культуры
Что можно считать предметом социологии культуры? Вероятно, саму культуру как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение ...

Предпринимательская деятельность населения в Тюменской области: реальность и прогноз
Феномен предпринимательства и предпринимательского поведения в науке интерпретируется различным образом. Тем не менее, в настоящее время сложилась устойчивая традиция понимать предпринимательскую активность как инновационное поведение, ре ...

Анализ социально-нравственных отношений в ЗАО ТРК «МКС». Краткая характеристика ЗАО ТРК «МКС»
ЗАО ТРК «МКС» является радиовещательной компанией, действующей в соответствие с уставом. Для осуществления своей деятельности предприятие имеет лицензию. Цель деятельности организации – удовлетворение интересов потребителей в информацион ...