Теоретические основы наркомании как медико-социально-психологической проблемы. Понятие «наркомания»
Об употреблении людьми различных веществ, изменяющих поведение, известно с глубокой древности. На заре цивилизации право употребления наркотиков имели только вожди племен, волшебники, маги, шаманы, жрецы. Для простых смертных на эти средства было возложено табу, а их рецепты хранились в строгом секрете. Таким образом, привилегированным классам удавалось оградить народ от самоуничтожения. Массовое употребление наркотиков в Европе началось в девятнадцатом веке, в период, когда группа интеллектуальных авантюристов начала экспериментировать над собственным сознанием, употребляя наркотики, привезенные из Египта и Индии. В начале двадцатого века возрос интерес к средствам, способным изменять состояние психики. В настоящее время наркомания утратила свою «мистичность» и стала социальной проблемой, негативно влияющей на личную и общественную жизнь людей.
Анализ медицинской литературы позволяет вывести определение наркомании как группы заболеваний, вызываемых систематическим употреблением наркотиков и проявляющихся синдромом измененной реактивности, психической и физической зависимостью, а также некоторыми другими психотическими и социальными особенностями.
В специальной литературе отмечается, что наркотик – это вещество, удовлетворяющее 3 критериям:
медицинский критерий: это вещество оказывает специфическое влияние на ЦНС.
социальный критерий: немедицинское употребление вещества имеет большие масштабы и последствия этого, приобретают социальную значимость
юридический критерий: данное вещество признано законодательством наркотическим.
В традиционной наркологии наркомания рассматривается как неизлечимая болезнь, с более или менее продолжительными ремиссиями [8, с. 26]. В структуре наркомании выделяют основные составляющие, которые проявляются в ходе развития болезни.
1. Синдром психической зависимости. Человек перестает чувствовать себя более-менее вписанным в жизнь без приема наркотиков. Наркотик становится важнейшим условием комфортного контакта человека с жизнью, собой, другими людьми.
2. Синдром физической зависимости. Постепенно наркотик встраивается в различные цепи обменных процессов в организме. Если наркоман не принимает соответствующее количество наркотика, то он испытывает различные по степени выраженности физические страдания: ломота, сухость кожи (или, наоборот, обильная потливость).
3. Синдром измененной реактивности организма к действию наркотика. Важнейшую роль в структуре данного синдрома играет толерантность. Ее возрастание к ПАВ, стабилизация на высоком уровне, снижение относят к стержневым симптомам наркомании[8, с. 32].
В психологии наркомания рассматривается как вид негативной психической зависимости, как самоценная форма активности, заключающая в себе возможности неограниченного самовоспроизводства. Переживание избыточности собственных возможностей формирует эмоциональное влечение к наркотику[5].
В общественном сознании существует неоднозначное отношение к наркомании. Наряду с негативным отношением к наркоманам как к преступникам, «опустившимся людям», сохраняется также позиция, что наркомания – это болезнь, а наркоманы нуждаются в сочувствии и лечении. Негативное отношение связано, прежде всего, с тем, что большинство преступлений совершается людьми в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Это способствует закреплению связи понятий «наркоман» - «преступник». С другой стороны, среди наркоманов – большое количество детей и подростков, которые у взрослых не могут не вызывать «родительских» чувств: и жалость, и сочувствие.
Другие материалы:
Роль и место социального работника в образовании
Роль и место социального работника в сфере образования целесообразнее определять в зависимости от специфики образовательных учреждений.
Деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях системы дошкольного образования зависит, ...
Классификация наркотиков и типы зависимости
Все наркотики с точки зрения их происхождения разделяют на две группы – натуральные и синтетические.
Использование некоторых растений и их соков для магических, терапевтических или эйфорогенных целей «старо, как мир» и как стремление чел ...
Младший школьный возраст
У младших школьников, воспитанников учреждений интернатного типа, обнаружены специфические отклонения в развитии интеллектуальной и мотивационно - потребностной сфер психики. Они проявляются, в частности, в задержках развития внутреннего ...