Синергетический подход в современном познании, основные принципы
· Наука имеет дело с системами разных уровней организации, связь между ними осуществляется через хаос
· Когда системы объединяются, целое не равно сумме частей
· Общее для всех систем: спонтанное образование, изменения на макроскопическом уровне, возникновение новых качеств, этап самоорганизации. При переходе от неупорядоченного состояния к состоянию порядка все системы ведут себя одинаково
· Неравновесность в системе является источником появления новой организации (порядка)
· Системы всегда открыты и обмениваются энергией с внешней средой
· Процессы локальной упорядоченности совершаются за счет притока энергии извне
· В сильно неравновесных условиях системы начинают воспринимать те факторы, которые они бы не восприняли в более равновесном состоянии
· В неравновесных условиях независимость элементов уступает место корпоративному поведению
· Вдали от равновесия согласованность поведения элементов возрастает. В равновесии молекула видит только своих соседей, вдали равновесия – видит всю систему целиком. Примеры: костная материя - коммуникация посредством сигналов, работа головного мозга.
· В условиях, далеких от равновесия, в системах действуют бифуркационные механизмы – наличие точек раздвоения продолжения развития. Варианты развития системы практически не предсказуемы.
Другие материалы:
Признаки брака.
Обычно выделяют признаки, относящиеся прежде всего к отношениям супружества [6, с.44]. Однако некоторые признаки являются общими и для соглашения о вступлении в брак и для отношений супружества.
Законодательство признает только моногам ...
Общество как социальный организм: синергетическая трактовка
Общество называют социальным организмом, чтобы подчеркнуть, что его следует рассматривать как сложную целостную систему. В чем смысл такого подхода, как он способствует познанию общества? Дело в том, что он позволяет распространить на общ ...
Цивилизация и культура
Понимание культуры и культурной деятельности заключается в том, что мир культуры — это мир особых предметностей, а культурная деятельность — предметная по своей сути, т. е. направленная на создание этих предметов. В противном случае, она ...