Девиантное поведение детей и подростков из неблагополучных семей как
предмет исследования. Диагностика девиантного поведения
среди детей и подростков из неблагополучных семейСтраница 1
Данная дипломная работа имеет не только теоретическое обоснование определенной проблемы, но и практическое ее подтверждение.
Необходимость проведение профилактических и коррекционных мероприятий среди молодого поколения с девиантным поведением объясняется, с одной стороны, с возрастанием кризисных проявлений, а с другой стороны, с фактическим отсутствием подобного рода профилактической и коррекционной работы с молодежью.
Практика отклоняющегося поведения – это заранее спланированный, продуманный комплекс предупредительных мероприятий, направленных на создание условий, препятствующих возникновению тех или иных форм социальных отклонений, а также их распространению. Профилактика обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, то есть устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия.
Для того чтобы построить профилактическую или коррекционную работу с детьми и подростками, склонными к отклонениям в поведении, необходимо знать виды девиации, их характеристики и проявления, а также причины, являющиеся основополагающими в формировании девиантного поведения, а в данном случае семейное неблагополучие.
Для выявления видов и причин отклоняющегося поведения использовался ряд психологических диагностических методик, направленных на изучение психологических и личностных характеристик личности.
Для каждого возраста характерны свои специфические отклонения в поведении, обусловленные во многом возрастными и личностными особенностями. Соответственно для каждого возраста существуют свои диагностические методики. Исходя из вышеизложенного наиболее «благоприятным» возрастом для развития девиаций является подростковый возраст, именно поэтому исследовательской деятельностью были охвачены дети и подростки, из неблагополучных семей. Задача исследовательской деятельности состояла в том, чтобы определить возможные причины и виды девиантного поведения детей и подростков.
В настоящее время не существует единой диагностики отклоняющегося поведения. Поэтому для выявления каких-либо отклонений необходимо использование нескольких методик.
В связи с этим использовались следующие диагностические методики: «опросник Айзенка», «Методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения», «опросник Т.М. Ахенбаха – Анкета для родителей детей 4–18 лет».
В целом исследовательская деятельность строилась на принципах комплексности, этапности, последовательности, дифференцированного подхода, преемственности. Все методики реализовались последовательно, по результатам проведенной работы делались выводы.
Первым этапом было проведение диагностики с помощью опросника Айзенка (см. приложение №2). Посредством данной методики исследовалась тревожность, фрустрация, агрессия и ригидность среди детей и подростков девиантного поведения из неблагополучных семей. Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующие определения:
– Личностная тревожность – склонность индивиды к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги;
– Фрустрация – психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели;
– Агрессия – повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям;
– Ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.
При интерпретации полученных ответов на опросник Айзенка были сделаны следующие выводы: у детей и подростков наиболее часто встречаемыми отклонениями в поведении являются агрессия, личностная тревожность, менее выраженными ригидность и фрустрация. Кроме этого в группе исследуемых выявились дети и подростки, у которых вообще отсутствуют какие-либо отклонения в поведении. Но у этих детей и подростков есть определенные проблемы, возникающие при взаимодействии с учащимися, склонными к девиантному поведению. Сделанные выводы и результаты по итогам проведенной диагностики позволяют разделить респондентов на две группы: экспериментальную и контрольную. В экспериментальную вошли дети и подростки с какими-либо отклонениями в поведении. В контрольную дети и подростки, у которых отсутствуют какие-либо проблемы в поведенческом плане. Профилактическая и коррекционная работа проводилась в обеих группах, но основной акцент делался на экспериментальную группу.
Другие материалы:
История российской
социологии в XIX - XX вв.
Социология в Россию пришла в XIX в. из Западной Европы, но к 20-м годам ХХ в. приняла собственные оригинальные формы и развилась в соответствии с отечественными национальными культурными традициями и политическими условиями.
Начало росси ...
Архаическая религия
Проявляется организация религиозной деятельности в виде культа, с комплексом богов, жрецов, богослужений и жертвоприношений, часто – с обожествляемой или первосвященнической царской властью. Комплекс мифов и ритуалов, присущих примитивной ...
Концепция Толкотта Парсонса
Образцы социологического анализа культуры содержатся в работах Толкотта Парсонса (1902—1979), американского социолога, одного из создателей так называемого структурно-функционального направления в социологии. Упрощенно его теория культуры ...