SocioDone

Социология: современные тенденции

Понятие духовно-нравственной безопасности России
Страница 1

Информация о социологии » Духовно-нравственная безопасность Россиии » Понятие духовно-нравственной безопасности России

Духовно-нравственная безопасность – это система условий, позволяющая обществу сохранять свои жизненно важные параметры (прежде всего культурного, этического и интеллектуального характера), в пределах исторически сложившейся нормы. Их выход за рамки нормы ведет к распаду общества, как целостной системы в связи с разрушением структурирующих его духовно-нравственных оснований. «Упадок нравов - это погибель государства, как политического целого», - свидетельствовал в свое время Наполеон.[1]

Духовно-нравственная безопасность – это специфическая составная часть национальной безопасности, «включенная» во все ее виды. Она представляет собой состояние личности, общества и власти, обеспечивающее их нормальное взаимоувязанное существование и функционирование, а также созидательное культурно-цивилизационное развитие сложившегося или складывающегося национального образа жизни. С другой стороны, - это процесс сохранения и позитивного видоизменения идеалов, ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, разделяемых массами людей и властными структурами в целях социального воспроизводства, гарантирующего устойчивость, преемственность и динамику общественного развития.[2]

Так, согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации – «Обеспечение национальной безопасности России включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров».[3]

Духовно-нравственную безопасность через призму социологических и политологических интересов можно кратко определить как:

1) способность личности, общества и государства сохранять и развивать позитивную созидательную нравственность и духовность;

2) состояние защищенности жизненно важных духовно-нравственных интересов и потребностей личности, общества и государства;

3) систему отношений между субъектами общественной жизни, которая обеспечивает благоприятные условия для духовно-нравственной жизни и духовно-нравственного развития.

Самым общим объектом духовно-нравственной безопасности выступают духовно-нравственные отношения: представления, идеи, чувства, оценки, установки и другие связи между людьми, возникающие у них в процессе восприятия мира в целом, природы, личного и общественного бытия.

Предметом же, ограничивающим сферу духовно-нравственной безопасности, ее социологического осмысления, эмпирического анализа, выступает духовно-нравственная жизнь личности, общества и власти, представляющая собой их реально функционирующее практическое сознание, рассматриваемое в связи с деятельностью по производству, распространению и потреблению духовно-нравственных ценностей. Итогом этой многообразной деятельности являются духовно-нравственный облик личности, определенные состояния массового и специализированного сознания, представляющие собой основные блоки системы духовно-нравственной безопасности.[4]

При этом под духовно-нравственным обликом личности понимаются характеризующие её смысложизненные установки, определяющие мотивацию жизнедеятельности, а также базовые духовно-нравственные качества.

Массовое сознание - это реально функционирующее практическое сознание, в котором причудливо сочетаются научные, мифологизированные и обыденные представления, экономические, социальные, политические, экологические, духовно-нравственные, религиозные, эстетические, правовые и иные установки, стереотипы, разделяемые массами людей. Оно свойственно естественным человеческим сообществам, возникающим на основе общности актуальных жизненных проблем и интересов, а также в связи с определенной оценкой социально-политических процессов для демонстрации общей позиции, или же осуществления какой-либо другой совместной деятельности.

Иначе говоря, в массовое сознание входят только те духовно-нравственные образования (идеи, взгляды, представления, оценки и т.п.), которые приобрели особое качество: массовость распространения и использования, оперирования или потребления в процессах трансмиссии, манипулирования и т.п. Так, под состоянием массового сознания имеется в виду:[5]

1. Совокупность актуальных духовно-нравственных оценок, отношений и установок, характеризующих духовно-нравственную атмосферу общества (уровень его сплоченности, религиозности, оптимизма; отношение к злободневным социально-экономическим и политическим проблемам, затрагивающим жизненно важные интересы людей).

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Социометрия как метод изучения малых групп
Малая группа как объект исследования занимает особое место в системе социальных наук. Она концентрирует в себе целый ряд важных проблем как социально-практического, управленческого, так и теоретико-исследовательского характера. Процесс н ...

Г.Зиммель «Кризис культуры»
Каждый кто говорит о культуре, должен ограничить для своих целей многозначность этого понятия. Зиммель понимает под культурой «то совершенство души, которого она достигает не непосредственно сама, как это происходит в религиозном чувстве, ...

Роли домохозяйств в экономической системе. Домохозяйство как первичный элемент экономической системы
В системе эконом.отношений д.х.имеют исключительно важное значение, по скольку они являются фактором производства, находятся в частной собственности. В эконом. системе д.х. играюс след. роли: 1 выступают на рынке в качестве покупателей т ...