Социометрия как метод изучения малых группСтраница 2
Число выборов, полученных каждым человеком, служит мерилом его положения в системе межличностных отношений, его социометрического статуса.
Результаты, получаемые при помощи социометрической методики, могут быть представлены в форме матриц, социогрмм, числовых индексов.
Социограмма - это графическое выражение математической обработки результатов исследования межличностных отношений. Она позволяет наглядно представить структуру отношений в группе, причем в разных формах - индивидуально для каждого члена группы и в целом для всей группы. Члены группы графически размещаются в зависимости от их популярности - в центре или на периферии, при этом отражаются практически все связи.
Социометрический «расклад» может иметь следующую структуру: - люди, получающие больше всего положительных выборов. Это означает, что они пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» относятся те, кто получает большинство положительных выборов при условии, что каждый делает три выбора;
- люди, получающие среднее число таких выборов. Они относятся к категории «предпочитаемых»;
- люди, получающие меньше среднего числа положительных выборов. Они относятся к категории пренебрегаемых;
- люди, не получающие ни одного положительного выбора. Это люди, которых игнорируют, отвергают.
В результате социометрического исследования руководитель получает не только информацию о положении каждого члена группы в системе межличностных отношении, но и обобщенную картину состояния этой системы или то, что обычно называют психологически климатом группы. Характеризуется он особым показателем - уровнем благополучия взаимоотношений группы. Он может быть:
- высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых», «отвергаемых» членов группы;
- средним, если имеет место примерное равенство этих величин;
- низким, если число «пренебрегаемых», «изолированных» и «отвергаемых» членов группы больше числа «звезд» и «предпочитаемых».
Другие материалы:
Интервью
Интервью представляет собой метод сбора информации посредством целенаправленного опроса одного или нескольких лиц. При исследовании некоторой большой социальной группы методом интервью (так же как и при анкетировании) производится отбор л ...
Социальные проблемы молодежи. Миграция
Как никогда раньше молодые люди находятся в движении. За последние несколько десятилетий политические, экономические, социальные и демографические перемены во многих частях мира сорвали многих людей с их родных мест и стимулировали миграц ...
Организационно-методический раздел. Процесс выборки
а) Генеральная совокупность
Студенты КГТУ им. А.Н. Туполева, 5 факультет, очная форма обучения.
б) Выборочная совокупность
7 человек из группы 5315. Из них 2 девушки и 5 парней. 13 человек из группы 5302. Из них 2 девушки и 11 парней. ...