Программа исследованияСтраница 1
База исследования: ГОУ «Детский дом № 1» г. Архангельска
Количество испытуемых: 21 человек.
Цель: исследование межличностных взаимоотношений в разновозрастных группах путем психологического тестирования и включенного наблюдения.
Объект: воспитанники детского дома.
Предмет: межличностные взаимоотношения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. флокс друммонда выращивание из семян когда сажать
Методы исследования:
- социометрия;
- проективный тест «Субъективное ощущение себя в группе»;
- математическая обработка;
- анализ и интерпретация полученных данных.
Для исследования взяты две группы.
В первой – дети от 8 до 15 лет, 7 мальчиков и 3 девочки. Во второй – дети от 9 до 17 лет. 6 мальчиков и 5 девочек.
Членам группы предлагается ответить на вопросы. Зачитывается вопрос и дается инструкция: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй».
Вопросы при социометрическом исследовании:
С кем из членов вашей группы вы охотно стали бы выполнять совместное задание?
С кем из членов вашей группы вы могли бы поделиться своими личными переживаниями?
С кем из членов вашей группы вы бы пошли в кино?
1. «Звезды» - Валя К., Саша Я.;
«Предпочитаемые» - нет;
«Принятые» - Женя К., Дима Б., Егор Ф., Сергей К., Наташа Ч., Аня К.;
«Непринятые» - Кристина Ч.; Наташа Ч.
«Отвергнутые» - Дима М.
2 . «Звезды» - Илона В, Галя М.;
«Предпочитаемые» - Саша З.;
«Принятые» - Костя А., Виталик С., Витя Н., Катя Т., Оксана А.;
«Непринятые» - Иван С., Аня Р.;
«Отвергнутые» - Рома Ю.
Анализируя ролевой репертуар можно сказать, что «Звезды» имеют более высокий уровень активности, они более доброжелательны и сознательны, чем другие члены группы. Эти дети осуществляют регуляцию межличностных отношений, ведут группу, организуют, планируют и управляют деятельностью группы. Лидеры этих групп принимают более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности, стимулируют группу, нацеливают ее на решение определенных задач. Лидер не всегда успешен, при определенных условиях лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив снижаться. Кроме «Звезд», в группе выделяют и другие социальные роли. Большая часть группы это «Принятые» и «Предпочитаемые». У «Непринятых» и «Отвергнутых» - наблюдаются более низкие коммуникативные способности, чем у остальных, среди них дети недавно вошедшие в группу и у которых идет адаптация в группе, а так же дети с отклоняющимся поведением.
Рекомендации:
Для гармонизации межличностных отношений в данное время можно использовать следующие методы, но для этого следует учитывать, что группа - это не сумма индивидов, а общность, которая влияет на поведение всех членов:
- включение индивидов в совместную деятельность. Деятельность же эта становиться столь значимой в жизни каждого члена группы, что он принимает ее ценности не под влиянием, или убеждением, а самостоятельно;
- обобщение внимания, интересов, мотивов, установок, нравов, обычаев и привычек;
- соперничество с другой группой или группами (сплоченные люди чувствуют поддержку друг друга, и у них не возникает напряженности в отношениях и неудовлетворенности собой).
Субъективное ощущение себя в группе
Для подтверждения данных полученных с помощью социометрического исследования, детям было предложено задание на субъективное ощущение себя в группе. Суть этого задания заключалось в выполнении творческого задания, в котором детям предлагалось представить и изобразить на чистом листе бумаги с помощью цветных карандашей свою группу в виде цветных кружков.
Цель: исследование межличностных отношений в разновозрастных группах.
Данное задание анализировалось по следующим критериям:
- по цветовой гамме: детям предлагалось на выбор шесть цветов: красный, коричневый, черный, желтый, синий, зеленый. По цвету кружков можно определить личное отношение к человеку;
- по размеру кружков: определялась значимость этого человека в группе (чем больше размер кружка, тем более значимым является человек»;
- по местоположению кружков на листе: определение дистанции во взаимоотношениях с отдельными членами группы;
В одной из групп респонденты включили в свой состав членов -воспитателей, причем они изобразили их в виде больших желтых кружков. Эти данные свидетельствует о том, что дети считают воспитателей важными членами своей группы. Яркие цвета - основа выбранного цвета, дети избегают темных цветов. Таким образом, можно сделать вывод, что внутри группы хорошие, теплые, эмоциональные взаимоотношения.
Другие материалы:
Проблемы девиантного поведения на предприятиях
Одна из наиболее негативных тенденций развития цивилизации состоит в постоянном росте преступности, в том числе на рабочем месте.
Воровство, взятки, мошенничество, коррупция, уклонение от уплаты налогов, искажение данных бухгалтерского у ...
Развитие знаний об обществе. Общественные науки
В истории развития знаний об обществе и общественном развитии выделяются различные этапы и направления. Назовем те из них, которые подробно изучаются в школьном курсе обществознания. 1. Познание общества в форме мифологического сознания ( ...
Основная характеристика и условия установления инвалидности. Понятие
инвалидности, направления социальной защиты инвалидов
Сформировавшиеся в обществе стереотипы в отношении инвалидов лежат в основе подхода к понятию инвалидности, которое в свою очередь и определяет социальную политику в отношении инвалидов и их положение в обществе.
Стереотип можно определи ...