Социальное государство и проблемы правового
регулирования социальной защиты населения в РФСтраница 5
особенную часть, включающую: нормы, составляющие институты социальной защиты населения (защиты трудовых прав граждан, медицинского обслуживания, социального обслуживания, социального обеспечения, обязательного социального страхования, обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения); правовой статус и функции государственных органов и служб социальной защиты населения, структур органов местного самоуправления, а также общественных объединений граждан; нормы, определяющие порядок и условия организации и осуществления социальной защиты; нормы, характеризующие правовое положение благотворительных организаций. К сожалению, в настоящее время отсутствует единый нормативный правовой акт (основы законодательства или кодекс) в сфере социально-правовой защиты населения.
В последние годы одним из направлений законотворческой деятельности стала формулировка принципов правового регулирования социальной защиты населения Из теории права известно, что принципы права- это основные исходные положения, определяющие цели правового регулирования, дающие ему общее направление, предопределяющие основные тенденции регулирования общественных отношений. Правовые принципы существуют объективно, они реально заложены в праве. По сфере действия эти принципы принято классифицировать на:
1) общеправовые, свойственные всем отраслям права;
2) межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей;
3) отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
4) внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов.
Соблюдение принципов права обеспечивает единообразие развития и функционирования правовой системы.
К отраслевым принципам социального права относятся: всеобщность; финансирование за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета; дифференциация оснований предоставления социальных выплат и услуг в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, прожиточного уровня в регионе, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов; универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социальной защиты при наступлении всех социально значимых обстоятельств (страховых случаев), установленных законом, и возможность одновременного получения нескольких видов обеспечения (выплат, услуг, льгот) в целях обеспечения потребностей граждан. Например, принцип защиты граждан от безработицы и их материальное обеспечение при наступлении нетрудоспособности и по достижении определенного возраста состоит в том, что государство берет на себя обязательства перед обществом заботиться о сохранении существующих и создании новых рабочих мест, осуществлять мероприятия по обучению граждан новым профессиям, ограничивать власть работодателя по увольнению работников и в судебном порядке восстанавливать на работе необоснованно уволенных, обеспечивать осуществление денежных выплат лицам, временно не имеющим работы (выходное пособие, пособие по безработице), а также выплат тем, кто в силу возраста либо состояния здоровья не имеет возможности трудиться.
Кроме общих принципов, специалисты выделяют принципы, специфические для разных организационно-правовых форм социальной защиты: социального страхования и социальной помощи. В частности, принцип адресности отражает сущность социальной помощи и не распространяется на социальное страхование, а принцип солидарности относится только к финансированию государственного социального страхования.
Принцип права не является нормой права. Российские ученые исходят, как правило, из того, что принципы права- это основополагающие начала, выражающие сущность права и раскрывающиеся через совокупность соответствующих законодательных установлений. Принципы социального права раскрывают содержание социальной защиты населения, а гарантии являются условием реализации этих принципов (право на судебную защиту, надзор и контроль над соблюдением законов, социальных прав граждан и т.д.). Основополагающие положения социальной политики государства- конституционные принципы социального права- закреплены в Конституции РФ (ст.2, 7, 37, 38). Другие положения социальной политики государства закреплены в законе и стали правовыми нормами (например, законодательство о вынужденных переселенцах). Социально-правовые принципы отличаются от собственно правовых принципов не только по содержанию, но и по форме их выражения, существования. Нельзя не отметить, что социально-правовые принципы содержатся или вытекают из текста Конституции РФ.
Другие материалы:
Основные направления реализации демографической политики в Чувашской
Республике. Перспективы решения демографических проблем в
Российской Федерации
Россия сохранила в действии основные правовые нормы и направления демографической политики, унаследованной от СССР, а также многие меры социально-экономической и правовой поддержки материнства и детства.
Переход к рыночной экономике, фор ...
Особенности социальной работы с женщинами, освобождающимися из мест лишения
свободы. Предупреждение дезадаптации женщин,
освобождающихся из мест лишения свободы
Социальная работа предполагает адаптацию системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемым женщинам социальных услуг, поддержку ...
Взаимосвязь агрессии и насильственных преступлений
Насилие, словно проклятие, тяготеет над человечеством и отравляет жизнь индивида, семьи, религиозных и политических сообществ, народов и целых наций. Насильственное преступление, по мнению большинства людей, - безусловное зло. Но, к сожал ...