Социально-правовой статус сотрудников ОВД. Правовые
основы деятельности сотрудников ОВДСтраница 1
Социальные, экономические и политические изменения в России последних десятилетий вызвали ухудшение криминальной обстановки в стране. Растет число преступлений, совершенных несовершеннолетними, а также совершеннолетними гражданами в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, появляются новые виды правонарушений (особенно в финансово-экономической сфере и в сфере информационных коммуникаций), учащаются факты подкупа должностных лиц, заказных убийств и других фактов преступных деяний.
Задача формирования правового государства и охраны правопорядка в стране возлагается в основном на органы внутренних дел (милицию).
Согласно закону органы внутренних дел - это "система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения" [29, с. 31].
Среди многих факторов, определяющих эффективность деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасности личности, общественной безопасности, охраны общественного порядка, прав, свобод и законных интересов граждан, а также в реализации других функций, возложенных на органы внутренних дел, одно из ведущих мест занимает качество нормативно-правового регулирования деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Сотрудникам правоохранительных органов доверяются такие ценности, как честь и достоинство человека, его доброе имя и сама жизнь. Поэтому цели и задачи милиции являются глубоко нравственными и очень важны для общества. Будучи определены в статье 2 Закона "О милиции", они предусматривают:
обеспечение личной безопасности граждан;
предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
раскрытие преступлений;
охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов [23, с.17].
Можно говорить о том, что цели и задачи деятельности милиции не определяются каждым сотрудником произвольно, а устанавливаются правовыми актами и носят нормативный характер. Они представляют собой определенную программу, которая должна быть выполнена обязательно в процессе профессиональной деятельности.
Необходимо различать основополагающие, общепризнанные международно-правовые документы и внутригосударственные, российские правовые акты, регламентирующие содержание и характер деятельности сотрудников правоохранительных органов. Законодательство Российской Федерации придает нормам международного права приоритетное значение.
Так, "Всеобщая декларация прав человека", принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. [7, с. 3], акцентирует в своей преамбуле внимание на том, что "пренебрежение и призрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества". Тем самым Декларация определяет право каждого человека (в том числе и сотрудников правоохранительных органов и их "клиентов") на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3), а также на признание его правосубъектности, независимо от места нахождения (статья 6). Далее Декларация провозглашает равенство всех перед законом и "право без всякого различия на равную защиту закона" (статья 7), отмечая, что "никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию" (статья 9), "каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком, путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможные условия для защиты" (статья 11).
К нормативным документам, регламентирующим нормы профессиональной морали сотрудников правоохранительных органов, относятся "Основные принципы, касающиеся юристов" (1990 г.) и "Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка" (1979 г.), принятые на Конгрессе ООН [32]. Названные документы, в частности, закрепляют обязанность "правительства, профессиональных ассоциаций юристов и учебных заведений обеспечивать надлежащую квалификацию и подготовку сотрудников правоохранительных органов", определяют стандарты и профессиональные нормы их деятельности, а также дисциплинарные меры и взыскания в отношении провинившегося юриста (сотрудника органов внутренних дел).
Другие материалы:
Роль домохозяйств в настоящее время
По функциональному содержанию дх в значительной степени совпадает с семейным хозяйством, где осуществляется труд по воспитанию детей, внутрисемейному обслуживанию, производству продуктов питания для семьи и др. Эти виды труда занимают важ ...
Деятельность социального педагога МОУ «Средняя общеобразовательная школа №
25№ г. Омска
Мы рассмотрели работу социального педагога МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Омска в ее различных проявлениях и формах.
Если рассматривать направления работы Ирины Михайловны, то можно прийти к следующим выводам: направлен ...
Опрос как основной вид социологического исследования. Его разновидности,
возможности и ограничения опросного метода
Во всех отраслях науки, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя течение болезни и предшествующее состояние здоровья паци ...