SocioDone

Социология: современные тенденции

Проблемы финансирования пенсионной сферы и пути их решения
Страница 1

Переориентация российской экономики с жесткой планово-распределительной стратегии на рыночные отношения и уничтожение монополии государства в экономической сфере, а также низкий уровень пенсионного обеспечения и негативные демографические изменения, происходящие в нашей стране, настойчиво требовали проведения в России пенсионной реформы[13].

В России пенсионная реформа началась в 2002 году. Суть пенсионной реформы состоит в постепенном переходе от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения, в качестве образца которой была взята пенсионная система Швеции.

Пенсионная система Швеции до 90-годов XX века была полностью основана на принципе «солидарности поколений», согласно которому все граждане имеющие непрерывный стаж работы в 30 лет имели право на полную трудовую пенсию в размере 60% процентов от среднестатистической зарплаты по стране. Стаж свыше 30 лет и размер собственной зарплаты в расчёт не принимался.

Цель реформы пенсионной системы заключается в изменении распределительной системы начисления пенсий, включив накопительную часть трудовой пенсии и персонифицированный учёт застрахованных граждан. Соответствие результатов пенсионной реформы ее целям представлено в таблице 2.4.

Проведенная реформа пенсионной системы России не смогла решить всех ее проблем. Размеры пенсии малы, коэффициент замещения (отношение пенсии к заработной плате) снижается, дефицит бюджета пенсионного фонда России растет.

В настоящее время реализована лишь незначительная часть концептуальных задач пенсионной реформы, важнейшие положения, предусмотренные принятыми программными документами, решаются непоследовательно, а ряд из них (реформирование института льготных пенсий и создание профессиональных пенсионных систем) нормативно еще не закреплены.

Материальное положение российских пенсионеров не соответствует представлениям о достойной старости.

Финансовое состояние Пенсионного фонда России характеризуется все возрастающим дефицитом, покрываемым пока за счет государственного бюджета. В долгосрочном плане это угрожает стабильности пенсионной системы и экономической безопасности страны. При этом подрываются страховые принципы пенсионной системы, не достигается должная взаимосвязь между величиной зарплаты и величиной пенсии.

Медленно формируется инвестиционный потенциал накопительной системы. Лишь около 4% граждан, имеющих право на выбор модели инвестирования своих пенсионных накоплений, выбрали частные финансовые институты (НПФ и частные управляющие компании). Большинство граждан остаются «клиентами» государственной управляющей компании, вкладывающей средства только в государственные ценные бумаги, отличающиеся низкой доходностью, которые не используются для инвестирования в реальную экономику.

Население плохо информировано о целях и принципах пенсионной реформы, своих правах и возможностях в новой пенсионной системе – как в отношении накопительной части трудовой пенсии, так и в отношении добровольного пенсионного обеспечения. Ситуация в этой сфере меняется к лучшему, но очень медленно. Указанное обстоятельство вызывает широкую полемику в средствах массовой информации, серьезную обеспокоенность населения и общественных организаций.

Цели

Оценка формальной реализации цели

Результаты, практически достигнутые к настоящему моменту

Оценка практической реализации цели

Обеспечение достойного уровня жизни (благосостояния) пенсионеров

Реализована не в полной мере

Номинальный размер назначенной месячной пенсии в 2003-2008годах увеличился в 3,4 раза. В реальном исчислении, то есть с поправкой на индекс потребительских цен, рост пенсии составил 2,2 раза. Однако темпы роста покупательной способности среднего размера пенсии в 2003-2008гг. существенно отстают от темпов роста покупательной способности доходов занятого населения. Это означает, что пенсионеры по сравнению с работающим населением с каждым годом живут все хуже. В то же время в различных субъектах РФ этот показатель значительно отличается. В ряде субъектов средний размер пенсии не достигает уровня прожиточного минимума. Действующим законодательством предусматривается поэтапное приближение размера базовой части трудовой пенсии к величине прожиточного минимума.

Не реализована

Усиление страхового принципа

Реализована

Реформа в принципе создала страховые механизмы в пенсионной системе. Размер трудовой пенсии поставлен в прямую зависимость от суммы поступивших в ПФР страховых взносов за весь период трудовой деятельности работника, а не от продолжительности его трудового стажа и среднемесячного заработка, как было ранее. Не существует никаких ограничений по учету заработной платы при исчислении пенсии. В ее размере отражается фактический размер заработной платы, с которого уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Однако после 2007 года доля страхового элемента в общей пенсии имеет тенденцию к сокращению, в то время как базовой - к росту, что означает смещение от страхового

принципа к системе социального обеспечения

Реализована не в полной мере

Обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования

Реализована не в полной мере

Система сохраняет высокие риски дефицитности страховой

составляющей при различных экономических прогнозах.

Среднесрочный прогноз показывает высокую вероятность

хронического увеличения дефицита бюджета ПФР в этой части в ближайшие годы. При этом действует норма о субсидиарной ответственности федерального бюджета по обязательствам ПФР в части страховой составляющей

Не реализована

Всеобщий охват работающего населения системой пенсионного страхования

Реализована

Согласно действующему законодательству все работающие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию. Однако фактически в настоящее время не обеспечивается участие больших групп населения в системе пенсионного страхования, что связано со значительной долей теневого сектора в занятости работников, в результате чего страховые взносы за них не уплачиваются либо уплачиваются в незначительном объеме

Не реализована

Снижение зависимости пенсионной системы от демографических факторов

Реализована

Страховая часть пенсионной системы по-прежнему сохраняет прямую высокую зависимость от демографических факторов, поскольку пока базируется на принципе солидарности поколений. Следует отметить, что в дальнейшем зависимость от демографических факторов в отношении пенсий, назначаемых на основании приобретаемых сейчас пенсионных прав, будет снижаться

Не реализована

Формирование внутри пенсионной системы накопительного элемента

Реализована

Накопительный элемент адресован достаточно ограниченной по численности группе населения, и в настоящее время накопительная часть пенсии не выплачивается. Кроме того, в связи со значительным дефицитом страховой составляющей бюджета ПФР, рассматриваются предложения не увеличивать долю тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное

страхование в части накопительной составляющей, как это предусмотрено действующим законодательством. В случае реализации данного предложения одно из основных направлений реформы фактически будет свернуто.

Реализована

не в полной

мере

Формирование профессиональных пенсионных систем

Не реализована

Задача не получила своей реализации. Проекты соответствующих федеральных законов приняты в первом чтении несколько лет назад, однако до настоящего времени окончательный вариант не согласован и не принят

Легализация трудовых доходов и стимулирование сокращения неформального сектора на рынке труда

Реализована

Ожидаемого эффекта снижение налогов не принесло. Значительная часть доходов по-прежнему носит теневой и неформальный характер

Не реализована

Создание конкуренции и допуск на пенсионный рынок частного сектора

Реализована

Негосударственные управляющие компании получили в свое распоряжение лишь незначительную часть пенсионных накоплений. Основная часть этих средств находится под управлением государственной управляющей компании. Сложившаяся ситуация связана с пассивностью большинства граждан и их недоверием к частным институтам пенсионной системы при том, что правовая база для их функционирования сформирована

Не реализована

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Показатели и системы показателей уровня жизни
В Методологических положениях по статистике говорится: Социально-экономические индикаторы являются неотъемлемыми компонентами социальных программ и используются в качестве инструмента измерения результатов влияния экономических реформ на ...

Свобода в деятельности человека
Свобода — это самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. В истории фило ...

Что будет, если режим воспроизводства населения не изменится?
В 2000 г. суммарный коэффициент рождаемости в России составил 1,214 ребенка. Средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни для новорожденных у мужского населения составляла 59,0 года, а у женщин - 72,2 года. Предположим, что в теч ...