Личность и обществоСтраница 5
Идеальный, модальный и базисный типы личностей могут совпадать или нет.
Если проанализировать историю украинского общества в ХХ-ХХI столетиях, то можно выделить следующие модальные типы личности:
1. Личность, «растворенная» в обществе
,
не выделяется из системы традиционных общественных связей, она усвоила коллективистскую идеологию, в рамках которой отдельный человек – лишь функционально определенный элемент общественной системы. Этот тип личности доминировал в СССР до периода застоя.
2. Личность, отчужденная от общества
, соответствует периоду распада тоталитарной идеологии и характеризуется двойной системой ценностей (для внешнего и внутреннего использования).
3. Амбивалентная личность
, сознание которой состоит из двух частей –
демократических ценностей, с одной стороны, и тоталитарных ориентаций – с другой. Этот тип становится доминирующим с момента возникновения независимого украинского государства
Можно выделить 3 разновидности амбивалентного типа:
· Конформно-амбивалентный – характеризуется некритическим принятием различных социально-политических альтернатив, поддержкой решений, лидеров и организаций, которые взаимно исключают друг друга;
· Нигилистски-амбивалентный – отрицает любые альтернативы общественного развития, негативно относится к любым организационным политическим силам;
· Мозаично-амбивалентный – характеризуется противоречивым объединением элементов демократического сознания, которое формируется, и тоталитарных структур, которые разрушаются.
Если конформно-амбивалентный тип приводит общество к авторитарной форме правления, нигилистически-амбивалентный – к бунту, то мозаичное сознание кажется наиболее гибким, способным к восприятию демократических норм.
Социализация личности.
Социализация представляет собой процесс развития в человеке его социальной природы. Социализация– это процесс усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Благодаря процессам социализации формируется и развивается личность.
По мнению многих социологов, способность к социализации содержится в самом человеке, при этом сама социализация понимается как усвоение накопленного в обществе опыта. В процессе социализации индивид усваивает нормы, ценности, знания, умения. В результате социализации человек приобретает качества, которые разрешают ему действовать в определенных условиях места и времени. Социализация является активным двусторонним процессом, т.е. человек не просто пассивно приобретает определенные черты, но и влияет на окружающую среду.
В настоящей момент, как в западной, так и в отечественной социологии принято выделять два основных этапа социализации
:
Первичная социализация – это усвоение ребенком базового набора ролей, формирование социальных установок, усвоение основных духовных ценностей, норм поведения для нормального функционирования в обществе. На стадии первичной социализации мы учимся пользоваться столовыми приборами, ездить в общественном транспорте, приветствовать знакомых, отмечать праздники, уважать старших, общаться с ровесниками и т.п.
Вторичная социализация – это усвоение дополнительных социальных ролей в процессе жизни. Как правило, на этапе вторичной социализации происходит усвоение профессиональных ролей, роли жены или мужа, роли избирателя или политического деятеля и т.п.
На каждом из этапов социализация включает ряд моментов, которые называют структурой социализации
:
1. Адаптация – приспособление к новым условиям.
2. Интериоризация – усвоение ценностей, норм, знаний нового окружения, включение их в свой внутренний мир.
Другие материалы:
Предложения по оптимизации социальной работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья в г. Благовещенске
Проведенное исследование показало, что для оптимизации работы необходимо внести изменения в постановлении губернатора Амурской области от 25.июня 2007 года № 396 "Областной стандарт качества предоставления социальных услуг". Доб ...
Деятельность социального педагога МОУ «Средняя общеобразовательная школа №
25№ г. Омска
Мы рассмотрели работу социального педагога МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Омска в ее различных проявлениях и формах.
Если рассматривать направления работы Ирины Михайловны, то можно прийти к следующим выводам: направлен ...
Глобальные проблемы современности и пути их решения
Глобальными проблемами называются проблемы, вставшие во второй половине XX в. перед всем человечеством, от решения которых зависит существование последнего.
1. Проблема предотвращения новой мировой войны. Поиски путей предотвращения миро ...