Путь к науке: парадоксы самосознания науки и проблема соотношения теологии
и науки.Страница 1
Путь к науке Петров предлагает определить как нечто связанное с дисциплинарностью, которая впервые появилась у греков в форме философии, оторвалась от номотетической эмпирии, получив собственную опору в виде абсолютизированного текста Библии, и предстала в форме теологии, с тем что-бы в 16 - 17 вв. вновь вернуться к возможной эмпирии планируемого эксперимента и предстать в форме опытной науки.
В книге «Язык, знак, культура», в главе «Путь к науке» М.К. Петров говорит о взаимоотношениях философии и теологии. Он отмечает, что историки философии предпочитали в своих трудах проскакивать период Средних веков, когда философия была служанкой теологии, и приводит в пример Гегеля: «Гегель, например, прикинув на глаз период сосуществования философии и христианства, тут же объясняет читателю тот способ изложения, которым он намерен преодолеть это препятствие: "Второй период доходит до 16 столетия, в свою очередь, включает примерно тысячелетие, которое мы намерены проскочить, надевши семимильные сапоги-скороходы"».
Петров говорит о том, что главное не служебный характер философии, а «как, в каких формах, с какими конечными целями и ощутимыми результатами осуществляется эта служба». Он отмечает, что «даже самая реакционная на самой постыдной и постылой службе философия, не может ограничить свою задачу интеграцией в целостность-мировоззрение наличной "суммы обстоятельств", вынуждена постоянно формировать интерес своей группы в идею выброшенного в будущее "должного", в ориентир исторического движения, в теоретическое основание революционной или контрреволюционной, но всегда осмысленной практики, направленной на изменение наличной "суммы обстоятельств"».
Таким образом, в результате творчества философов наука возникает из теологии.
Парадоксы самосознания науки.
Науку можно понимать с двух позиций:
1. трансмутация наличного массива дисциплинарного знания, т.е. деятельность по наукоплению нового знания.
В конце 16 – начале 18 века возникают такие научные феномены, как организация научных обществ, появление научной периодики, реформа университета и т. п.
2. трансмутация наличной технологии, наличных организационных и административных структур, т.е. деятельность по перемещению-приложению научного знания в утилитарных целях.
В конце 19 века возникают фирменные и государственные лаборатории, группы, исследовательские институты - основные организационные интерьеры утилизации научного знания, его перемещения к местам и датам приложения. Этот процесс организационного формообразования настолько активен, что с этой точки зрения наука и сегодня еще должна рассматриваться скорее как возникающая и раскрывающая свои потенции, чем как возникшая и функционирующая в устойчивом наборе институтов.
Следствием этого смещения интереса науковедения и социологии науки оказалось то обстоятельство, что в поле внимания науковедов, социологов, историков науки, в предмет их исследований вошел и стал едва ли не наиболее популярным объектом университет - странный и обнаруживающий явные черты реликтовой инородности, но при всем том неустранимый из социальной ткани институт трансляции. И как результат - стало не так-то просто разобраться, где теология, где опытная наука, чем опытная наука обязана теологии и в чем, собственно, состоит то принципиальное отличие, которое позволяет различать теологию и науку.
В современном мире исследователи все больше склоняются к мысли о неразделенности теолого-научного базиса. Но вместе с тем возникает проблема отношения опытной науки к теологии.
Проблема соотношения теологии и науки.
В этой главе Петров предлагает ввести постулат о единой дисциплинарной природе философии, теологии и науки, которое задает им единое основание, по которому трансляционно-трансмутационные интерьеры философии, теологии, науки могут рассматриваться как разновидности реализации одного и того же. То есть философия, теология и наука выступают как варианты дисциплины.
Любая дисциплина в любой момент времени существует в следующем наборе составляющих:
1. Дисциплинарная общность - живущее поколение действительных и потенциальных творцов-субъектов.
2. Массив наличных результатов-вкладов, накопленный деятельностью предшествующих и живущего поколения членов дисциплинарной общности.
3. Механизм социализации-признания вкладов - будущих результатов и ввода их в массив наличных результатов (в наше время публикация).
4. Механизм подготовки дисциплинарных кадров для воспроизводства дисциплинарной общности методом приобщения новых поколений к массиву наличных результатов и к правилам дисциплинарной деятельности (в наше время университет).
Другие материалы:
Дети с ограниченными возможностями как социально уязвимая группа. Категории детей с ограниченными возможностями здоровья
Понятие "человек с ограниченными возможностями"
Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями"' в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельност ...
Вынужденная миграция и проблемы вынужденных переселенцев.
Для объективного анализа миграционных потоков с точки зрения экономической безопасности следует учесть их качественные характеристики. Не секрет, что на протяжении последних лет в миграционных потоках преобладают вынужденные или стрессовы ...
Социальные представления о предназначении
мужчин и женщин в обществе
Социальные представления в отношении мужчин и женщин касаются норм их социального поведения, а также того, чем должны отличаться друг от друга мужчины и женщины по своим социальным и психологическим качествам. В большинстве культур «мужск ...