Программа социологического исследованияСтраница 1
1.
Объект, предмет, цель и задачи исследования
Объект
– студенческая молодежь, получающая высшее образование.
Предмет
– культура студентов.
Цель
– выяснить содержание и уровень культуры студенчества, и факторы, влияющие на ее формирование.
Задачи:
1. Выяснить существенные региональные и национальные различия студентов и их влияние на студенческую культуру.
2. Выяснить особенности поколения и их влияние культуру студентов.
3. Выяснить влияние имущественного расслоения молодежи на культуру студентов.
4. Определить как меняются ценностные ориентации студентов за годы обучения в вузе.
5. Выяснить уровень осмысления студентами своего места в современной социокультурной среде.
6. Определить место этнокультурной самоидентификации в культуре студентов.
2.
Теоретическое уточнение
и интерпретация основных понятий
Студенческая молодежь
– это социальная возрастная группа молодых людей ( от 16 до 28 лет ), получающая среднее или высшее профессиональное образование.
Культура студентов
– совокупность искусственных порядков, убеждений, созданных студентами для дополнения к общественным, обретенных знаний, образов самопознания, способов организации жизни, досуга, учебной и профессиональной деятельности студентов, а также создаваемых ими ценностей.
Ценности
– 1) Этические идеалы и убеждения. 2) Основные убеждения и цели индивидуума либо общества.
Ценностные ориентации
– сознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых, выраженный в поведении.
Досуг
– время, свободное от работы, учебы и рутинных домашних обязанностей и пригодное для восстановление, расслабления, хобби, отдыха, а также культурных и художественных занятий.
Мотив
- внутреннее побуждение к определенной деятельности.
3.
Эмпирические показатели понятия
«КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ»
Субъективные показатели
- Ценности и нормы:
Ø Моральные нормы
Ø Семейные ценности
Ø Религиозные ориентации
Ø Политические ориентации
Ø Смысложизненные ориентации
Ø Профессиональное самоопределение
Ø Этические, нравственные предпочтения
Ø Отношение к девиантным формам поведения
Объективные показатели -
Уровень культуры:
Ø Проведение досуга
Ø Встречи с друзьями
Ø Интерес к живописи
Ø Предпочтения в музыке
Ø Занятия физкультурой и спортом
Ø Занятия творческой деятельностью
Ø Частота посещения театров, кино, музеев .
Ø Частота чтения художественной литературы
Ø Умение играть на каком-либо музыкальном инструменте
Ø Просмотр культурных, научно-познавательных телепередач
4.
Предварительный системный анализ предмета исследования
Структурный анализ
Типология культур:
Элитарная культура
– культура, ориентированная на небольшую группу избранных людей, обладающих повышенной и хорошо развитой художественной восприимчивостью, в силу чего они хотят расцениваться как лучшая часть общества, его элита. Включает искусство, классическую музыку и литературу.
Народная культура –
создаваемая анонимными творцами, как и элитарная культура предназначена для определенной публики, но принадлежала бедным. Включает сказки, фольклор, песни, мифы, танцы, предания.
Массовая культура
Другие материалы:
Разводимость
Начиная с 90-х годов прошлого века число молодых пар, которые проживали без юридического оформления брака, увеличилось до 3 миллионов, что привело к реальному росту внебрачных детей и увеличению количества неполных семей. (гкс. ру) ...
Базовые принципы
Эффективность и надежность прогнозов предопределяется многими факторами, в том числе и соблюдением основных принципов подхода и самого процесса исследования.
К числу важнейших из них относятся:
- выбор основных факторов и элементов данн ...
Полное гнездо 1. Полное гнездо 2. Полное гнездо 3
Полное гнездо 1 – молодые в браке с детьми. Появление ребенка несет множество изменений в жизненный стиль и потребления молодой семьи. С появлением первого ребенка один из родителей часто уходит с работы. Семейный доход уменьшается. На эт ...