Американская социология
XIX - XX вв. Модернизм и постмодернизмСтраница 2
Теории Т.Парсонса подверглись критике со стороны многих социологических направлений за использование доведенной до крайности аналогии с организмом, за отождествление человеческой деятельности и поведения системы и т.п. Так, рассматривая социальную жизнь как нормативную и ценностно-контролируемую, Парсонс придал подчиненный характер материальным потребностям действующих лиц. Но люди идут работать не потому, что ценности и нормы говорят: «Работать хорошо», а потому, что иначе они могут умереть от голода – так возражали функционалисты. Конфликтологи же утверждали, что парсоновская модель социальной жизни утопична, в своей основе – это мир без движения, без внутренних источников изменений, а главное, в его построениях нет места конфликту, часто присутствующему в реальности. Теория конфликта стала систематической альтернативой теории Парсонса.
Неомарксисты (А. Грамши, Л. Альтюссер, а также ученые Франкфуртской школы) полагали, что в основе конфликта лежит различие интересов общественных классов (имущих и неимущих), что благодаря репрессивному и идеологическому аппарату государства конфликт "загоняется" внутрь общества и существует в скрытой (латентной) форме. Неомарксисты считали, что экономический фактор сильнее всего влияет на поведение людей, но изучают общество, общественные отношения, явления и с экономической, и с исторической точки зрения. Развитие общества идет по большей части "скачкообразно" через ряд конфликтов, и в результате происходит смена одного общественного строя другим.
Современные конфликтологи утверждают, что в основе конфликтов лежит борьба за власть и ресурсы в обществе. Таким образом, конфликты возникают из-за противоположности классовых интересов, между полами, этносами, группами, институтами, личностями и т. д. В отличие от марксистов, считавших конфликты неизбежными и неразрешимыми мирным путем, немарксистские конфликтологи полагают, что, определив причины конфликтов, участников, структуру и стадию развития, можно решить большинство столкновений мирным путем или прервать их на ранней стадии. Вовремя выявленные и решенные конфликты помогают социальному прогрессу, но конфликты в "запущенном состоянии" могут привести к разрушению общества.
На протяжении ХХ в. в западной социологии (прежде всего в американской) разрабатывалась масса теоретических специальных подходов к социологическому анализу межличностных отношений между отдельными людьми. Среди них наиболее важными считаются символический интеракционизм, феноменология, этнометодология и т. д.
Символический интеракционизм (Ч. Кули, Д. Мид) считался основной альтернативой функционализму. Объектом для изучения социального поведения в этом подходе является личность и то, как каждый человек становится через отношения с другими людьми тем, кто он есть. Связующим звеном между личностью и другими членами общества являются символы — язык, жесты, мимика, одежда, цвет кожи. С их помощью каждый человек "осмысливает" ситуацию, объясняет для себя социальные действия и события. Согласно символическому интеракционизму, единой социальной реальности не существует, т. к. люди придают различный "смысл" тому, что могло бы считаться одним и тем же опытом. Так, например, двое юношей предлагают друг другу дружбу. Но один из них может подразумевать просто приятное совместное времяпрепровождение, а другой — совместное участие в квартирных кражах. Недостатком данной концепции являлось недостаточное внимание к объективному ограничению социального действия. Достоинствами — углубленный анализ социальной роли, становления личности, коммуникации и действия. На основе интеракционизма была развита социология преступного действия, медицины и т. д.
Феноменология (А. Шюц) была основана на "понимании" М. Вебера и феноменологической философии Э. Гуссерля. Это социологическое направление изучает интеллектуальные и мыслительные процессы, при помощи которых отдельный человек приходит к пониманию мира и осознанию реальности. Как считают феноменологи, вещи и события не имеют значения "в себе". Они "значат" только то, что они означают по мнению людей. В обществе — когда все люди живут вместе — возникают "разделяемые всеми значения".
Другие материалы:
Теория общества как системы
Понятие «система» проникло в социологию в связи с необходимостью описать развитие социального мира как относительно самостоятельный процесс, в котором общество представляется некоторой целостностью, состоящей из взаимосвязанных и взаимоза ...
Функции семьи
Социальные функции семьи имеют два основных источника их возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отми ...
Жизненный путь ученого
Герберт Спенсер — английский социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого были широко популярны в конце XIX века. На социологические взгляды ученого повлияли воззрения Сен-Симона и Конта, а на развитие идеи эволюции оказ ...