SocioDone

Социология: современные тенденции

Образовательное пространство как сфера социальной работы
Страница 1

Информация о социологии » Социальная работа в системе социального образования » Образовательное пространство как сфера социальной работы

Как отмечает В.Г. Бочарова,1 в контексте профессиональной социальной работы содействие личности в ее становлении, саморазвитии, самореализации, образовательные и культурные ценности (то есть создание условий для каждого человека в его образовательном и культурном личностном развитии) имеют первостепенное и непреходящее значение, не идущее в сравнение с какой бы то ни было материальной помощью, социально-бытовыми или другими ценностями. Конечно, неправомерно одно противопоставлять другому. Однако если представить себе человека, который довольствуется потреблением лишь материальных благ (а круг деятельности социального работника, подчас, увы, сужается до такого рода помощи), то невольно возникают сомнения в профессионализме такого социального работника и в результативности его помощи (хотя вряд ли его можно осуждать за это при крайне низком уровне оплаты труда).

Нетрудно понять, что именно невозможность для многих детей, молодежи, людей старшего поколения приобщиться к различным, ранее доступным формам образования и ценностям культуры, развития своего интеллектуального потенциала, расширения кругозора; сокращение числа учреждений дошкольного, базового и дополнительного образования, культурных учреждений, мест для отдыха, творческих и досуговых занятий – эти по сути своей социальные проблемы крайне негативно отразились на уровне духовно-нравственного, физического, психического развития человека, и прежде всего личности ребенка.

В этой связи следует особо выделить детей, подростков, молодежь как социальный слой, важнейшую категорию, в том числе наиболее перспективных контингентов страны. Эта категория должна стать объектом самого пристального и, главное, своевременного внимания абсолютно всех государственных и негосударственных, коммерческих структур (а не только одной отрасли – образования) их согласованной, личностно ориентированной социальной работы.

Содействие созданию в России психически и физически здорового, образованного молодого поколения с высокими духовно-нравственными, человеческими качествами, знающего и уважающего историю, традиции своего народа – это общегосударственная задача, от решения которой зависит будущее страны. Имеющие место «перекосы» в понимании социальной работы с детьми как только срочной помощи попавшим в экстремальную ситуацию, брошенным или отбившимся от рук подросткам уводят нас от этой задачи и наносят непоправимый вред становящейся профессиональной социальной работе, которая должна помочь подрастающему поколению (и каждому ее представителю) найти свое место в жизни, оказать содействие каждому подростку, стать посредником между ним и всем, что его окружает в этой непростой жизни, в социуме.

До последнего времени понимание сущности человека сводилось к совокупности общественных отношений. Отсюда делался вывод, что мера развития человека, степень социализации личности задаются обществом. Человек рассматривался как персонификатор социальных связей. При этом утверждалось, что источник развития личности находится не внутри, а вне ее. Такой подход, безусловно, правомерен, но его нельзя абсолютизировать, так как человек не только объект в ряду других объектов общества, но и субъект, обладающий волей и сознанием.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Рекомендации по совершенствованию подготовки специалистов по социальной работе в России
Для решения проблемы интеграции практики и теории можно предложить следующие рекомендации. Анализ современных тенденций системы подготовки специалистов за рубежом показывает большое значение практической составляющей этой подготовки. Нап ...

Центры социального обслуживания семьи и детей
В нашей стране в 1992 г. правительство принимает постановление «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье», которая включает экономическую, пра­вовую, медицинскую, психологическую и педагогическую ...

Гипотеза происхождения опытной науки. Проблемы приложения опытного знания.
Наука возникает в рамках единого процесса раскрепощения социальной формы, который начался в Европе в 14 – 15 веках и характеризовался складыванием национальных государств, реформацией, возникновением капиталистических отношений индустриал ...