Экономическое развитие современной цивилизации.Страница 5
Будучи автоматическим регулятором хозяйственной жизни, рынок имеет и негативные стороны. Возникает большая и зачастую независящая от эффективности хоз. деятельности, а от случайных обстоятельств дифференциация доходов. Обеспечивая сиюминутную выгоду, рынок не позволяет правильно оценить долгосрочные проекты, связанные с социальным обеспечением населения, использованием невоспроизводимых природных богатств и т. д. Это относится и к организации фундаментальных научных исследований. Рыночные системы развиваются циклически: годы роста сменяются годами застоя или спада. Безработица, рост цен, спекуляция ценными бумагами тоже возникают на почве свободного рынка. Свести к минимуму отрицательные последствия рыночных форм хозяйствования— одна из задач государственного регулирования.
Рынок в наше время не является единственным регулятором экономической жизни. На экономические отношения воздействует государство, используя законодательство и экономические методы. Правовое регулирование направлено на упорядочение рыночных отношений. Особое место занимает антимонопольное законодательство, цель которого— ограничить на рынке диктат монополистических объединений.
Один из рычагов регулирования экономики— государственные заказы, закупки тех или иных товаров (прежде всего военного назначения), которые позволяют увеличить спрос, т. е. расширить внутренний рынок.
Важнейшим рычагом является финансово—экономическое регулирование в форме налогов. Государство увеличивает или уменьшает ставки налогов с населения и с предпринимателей. Таким образом оно способствует расширению производства или тормозит его, стимулирует или сокращает спрос. За счёт части собранных налогов государство представляет субсидии предпринимателям, поощряя производство в тех или иных отраслях.
Среди основных рычагов воздействия на рынок следует назвать кредитно—денежную систему. Товаропроизводители в определенных ситуациях (например, когда необходимо вложить средства в техническое переоснащение производства или когда предыдущая партия товара не продана и выручка не поступила) нуждаются в том, чтобы занять деньги. Их дают взаймы на короткий или длительный срок. При этом деньги должны быть возвращены банку в сумме, на несколько процентов превышающей сумму, взятую взаймы. Понижая или повышая процентную ставку, государственный банк ограничивает или расширяет возможности получения кредита. А это, в свою очередь, влияет на возможности расширения производства тех или иных товаров.
Воздействие государства на рынок осуществляется и с помощью экономического программирования. Государственные программы или планы в рыночной экономике оказывают на неё большое влияние, хотя и не являются обязательными для частных товаропроизводителей. Государственные органы разрабатывают программы и прогнозы на ряд лет, анализируют варианты равновесия между производством и потреблением, между различными отраслями производства. На этой основе даются рекомендации товаропроизводителям, принимаются решения о льготных кредитах и субсидиях и других мерах активизации предпринимательской деятельности. С середины XX века такое планирование рыночной экономики утвердилось во всех развитых странах запада.
Нередко за счёт государства осуществляются научные исследования и опытно—конструкторские разработки, что частично избавляет предпринимателей от соответствующих расходов и тем самым стимулирует производство определенных видов продукции.
Современный рынок значительно отличается от рынка эпохи свободной конкуренции и даже от рынка начала XX века, когда в отдельных отраслях господствовали картели и тресты. В развитых странах существует “смешанная экономика”, в которой одновременно действует невидимый рыночный механизм и государственное регулирование. Как образно сказано в широко известном за рубежом учебнике “ Экономика”, управлять экономикой в отсутствие того или другого— все равно, что пытаться аплодировать одной рукой.
На рынок воздействует также регулирование на уровне компаний. они используют современную технику и методику сбора, обработки и распространения экономической информации ( о товарах, ценах, изменении спроса и т. д.). Получила развитие новая функция управления— маркетинг, ориентированная на требования рынка, реальные запросы и потребности покупателей в товарах и услугах.
Современная рыночная система—это не хаос и анархия, хотя она и не устраивает рыночной стихии. Рыночная экономика— отработанный механизм для координации деятельности товаропроизводителей и потребителей, который развивается вместе с обществом. С развитием цивилизации становиться цивилизованным и рынок.
Как уже отмечалось вопрос «Что и где производить?» решается производителем. Он обязательно должен учитывать требования и возможности потребителя. В силу этого не производитель господствует над потребителем, а потребитель над производителем. Своими деньгами он «голосует» за те или другие товары, отвергает изделия низкого качества или устаревшего образца.
Другие материалы:
Подростковый возраст
У подростков отклонения в развитии сказываются, прежде всего, на взаимоотношениях с окружающими. Складывающиеся деформации в развитии личности приводят к возникновению поверхностности чувств, бездуховности, жестокости, агрессивности и др. ...
Религия в секуляризованном обществе
«…Ещё один тип конфликтов связан с существованием религии в обществе, находящимся на той или иной стадии развития процесса секуляризации. Эти конфликты могут быть вызваны изменениями духовной жизни общества, обусловленными формированием с ...
Социальная работа с молодежью в деятельности молодежных общественных
организаций. Социально-правовой статус молодежных
общественных организаций
Молодежные общественные организации – объединения граждан в возрасте от 14 до 35 лет, целью которых является осуществление и защита своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других общих ин ...