SocioDone

Социология: современные тенденции

Качество жизни общества
Страница 2

Конкретизируя это принципиальное положение применительно к нынешнему состоянию населения России, качество жизни россиян следует рассматривать как качество жизни коллективного субъекта, агрегатированное из качеств жизни каждого гражданина. Это "всеобщее" качество жизни требует улучшения во всех аспектах и должно измеряться и оцениваться по объективным и субъективным показателям по отношению к целевому критерию (эталону), ориентированному на реальную перспективу социально-экономического развития страны.

Кроме того, человеческая жизнь понимается как процесс, реализующий, с одной стороны, генетически заданное сохранение, развитие и репродукцию человека, и, с другой стороны – генерируемую самим человеком целевую трансформацию внешних объектов и самого себя. Этот процесс происходит в природной, антропогенной и социальной средах путём сложного, в том числе конкурентного, взаимодействия с разными объектами и субъектами, "населяющими" эти среды.

Поэтому качество жизни определяется, прежде всего, присущими определённому человеку (или социуму) внутренними возможностями осуществлять жизненные процессы – жизненным потенциалом. Вторым фактором качества жизни являются процессуально-результативные характеристики жизнедеятельности по отношению к имеющимся у людей потребностям, интересам, ценностям и целям. Третьим фактором качества жизни выступают внешние возможности, т.е. свойства окружающих сред, объектов и субъектов. Они должны быть такими, чтобы жизненные функции первой направленности могли осуществляться, безусловно, а функции второй направленности имели бы значимую вероятность достижения целей для людей, которые хотят это сделать и готовы приложить для этого необходимые усилия.

Из сказанного вытекает определение понятия "качество жизни", положенное в основу разработки номенклатуры показателей: качество жизни человека (индивида или социума) – это оценочная категория жизни человека, обобщённо характеризующая параметры всех составляющих его жизни: жизненного потенциала, жизнедеятельности и условий жизнедеятельности (инструментов, ресурсов и среды) по отношению к некоторому объективному или субъективному эталону.

Таким образом, качество жизни населения определяется жизненными потенциалами общества, входящих в него социальных групп, отдельных граждан и соответствием характеристик процессов, средств, условий и результатов их жизнедеятельности социально позитивным потребностям, ценностям и целям. Проявляется качество жизни в субъективной удовлетворённости людей самими собой и своей жизнью, а также в объективных характеристиках, свойственных человеческой жизни как биологическому, психическому (духовному) и социальному явлению.

Принципиально новым по отношению к другим трактовкам качества жизни является введение в это понятие новой составляющей – "жизненного потенциала" людей (индивида или социума). Жизненный потенциал представляет собой ядро жизнедеятельности.

Субъективно этот потенциал проявляется у человека в ощущении своей силы, в желании активно действовать, в чувстве радости от самого факта своей жизни. И это – базовый компонент качества жизни, основа всех потребностей и ценностей как биологических, так и духовных.

Элементы жизни, которые следует учитывать при построении номенклатуры показателей качества жизни, включают в себя, помимо самого носителя жизни – человека, процессы его жизнедеятельности и их результаты, а также среду, инструменты, ресурсы.

Человек представляет собой "сплав" биологического объекта (организма) и субъекта. Свойства субъекта суть психологические факторы, на базе которых "наращиваются" духовные и культурные свойства индивида. Все это относится и к множеству людей, образующих социум – коллективный субъект.

Среда в целом состоит из трёх сред – природной, антропогенной и социальной. Под инструментами понимаются используемые людьми технические устройства, технологии, информационные средства. Ресурсы – это элементы среды, необходимые для жизнедеятельности организма и для созидательной деятельности людей.

В соответствии с этой методологией прежде всего была разработана классификация показателей, которые могут быть использованы для измерения и оценки качества жизни.

Классификация многомерна и построена по разным основаниям.

1. По виду области мира, к которой относятся оцениваемые объекты и явления, показатели делятся на материальные, информационные и психологические.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Теоретические основы профилактики наркомании и токсикомании в условиях общеобразовательной школы. Понятия, причины, последствия наркомании и токсикомании
В современных исследованиях среди основных причин, способствующих преимущественной наркотизации именно несовершеннолетних и молодежи, выделяют факторы социальные( в том числе микросоциальные), психологические и биологические [1;55]. К соц ...

Стратификация общества и культурные различия
В обществах, где ярко выражено социальное неравенство, можно выделить культуру высших и низших слоев или классов. Так, образ жизни российского дворянства 19 века значительно отличался от образа жизни крестьян. Дворяне проводили время, оде ...

Арттерапия как средство коррекции девиантного поведения подростков из неблагополучных семей. Понятие, функции и виды арттерапии
Арт-технология – это метод профилактики, реабилитации, коррекции, досуга, социализации и развития личности посредствам художественного творчества. Он привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире. Арт-технология ис ...