Причины девиантного поведения подростковСтраница 1
Подростковый период онтогенеза – это остро протекающий период от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С одной стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов – возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т.д.
До сих пор не изжито мнение, что причины кризиса – в физиологических изменениях подростка. В фундаментальных работах психологов (Л.И. Божович, В.В. Белоус, Д.И. Фельдштейн и др.) показано, что половое созревание, как и другие изменения, связанные с развитием организма, несомненно, оказывают свое влияние на психическое развитие ребенка, но, во-первых, это влияние, опосредовано отношениями подростка к окружающему миру, сравнениями себя со сверстниками и взрослыми, во-вторых, не биологические особенности являются определяющими в развитии растущего человека как личности, а его выход на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. В подростковом возрасте наблюдается рассогласование разнородных подсистем «интегральной индивидуальности» (В.В. Белоус). Отсюда – проявление несдержанности, агрессивности, неадекватности и девиантности поведения подростков. Поэтому девиантное поведение подростков следует объяснять не только общественными причинами (психогормональная перестройка организма, влияние социальной среды, воспитание и т.п.), но и отсутствием достаточной координации разноуровневых свойств интегральной индивидуальности [30, с. 29–32].
Таким образом, говоря о факторах отклоняющегося поведения можно выделить следующие: биологические, психологические, социально-педагогические, социально-экономические, морально-этические, которые находятся в сложном взаимодействии и взаимовлиянии.
Влияние биологических факторов требует как социально-педагогической, так и медицинской коррекции. Генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания, венерические заболевания); влияние наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом. Психофизиологические факторы связаны с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, химического состава окружающей среды. Новых видов энергии, приводящих в свою очередь к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям. Негативное отношение со стороны окружающих вызывают дефекты речи, внешняя непривлекательность, то есть физиологические факторы, и приводят к искажению межличностных отношений в среде сверстников.
Психологические факторы включают наличие у ребенка психопатологии или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения чаще всего выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией нуждаются в помощи психиатров, дети с акцентуированными чертами характера – в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера. Возможны два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок испытывал недостаток ласки родителей, любви, внимания, то защитным механизмом в таких случаях будет выступать отчуждение, проявляющееся в эмоциональной неустойчивости, повышенной уязвимости, невротических реакциях, психических патологиях. Такие подростковые реакции, как отказ, протест, группирование, чаще всего являются следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. Если не сформирована система нравственных ценностей подростка, сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Такие подростки инфантильны, примитивны в суждениях, бравируют криминальным поведением, пренебрежительно относятся к существующим нормам и правам другого человека, оправдывают свои действия внешними обстоятельствами, тем самым, пытаясь уйти от ответственности за свое поведение.
Другие материалы:
Причины бедности
Причины бедности имеют двоякий характер: внешние (потеря работы, неблагоприятные перемены в жизни, криминальная среда, вынужденное переселение) и внутренние (людские пороки, неспособность к адаптации в новых условиях жизни, личные качеств ...
Проблема отчуждения
Отчуждение к труду – состояние бессмысленности, беспомощности, отстраненности.
Бессмысленность труда ощущается людьми, которые, выполняя работу не представляют конечного продукта и его назначения или полагают, что их деятельность не прин ...
Ответственность за нарушение прав инвалидов
Юридической ответственностью называется применение к лицу, совершившему противоправное деяние предусмотренных законом мер принуждения в установленном процессуальном порядке.
Необходимо различать два вида юридической ответственности в зав ...