Религиозный конфликт. Маркс, о влиянии религии на общество
«С точки зрения Маркса религия играет негативную роль как раз в силу того, что она служит фактором социально-классовой интеграции и помогает господствующим классам поддерживать стабильность общества, существующий порядок вещей, тогда как историческая необходимость и справедливость заключается в революционном преобразовании общества посредством классовой борьбы. Вместо того, чтобы пробуждать классовое сознание и стимулировать классовую борьбу, развивать критическое отношение к действительности, религия культивирует социальный конформизм, пассивность.
… Фактически религия поддерживает существование общества, живущего в состоянии конфликта, классовых противоречий, и препятствует изменению такого состояния, переходу к бесклассовому обществу.»[2]
«В этой связи, прежде всего, необходимо иметь в виду межрелигиозные конфликты
, религиозную рознь и нетерпимость…Как говорит Вебер – «Выбирая одну мировоззренческую позицию, вы отказываетесь от других, т.е., служа одному Богу, вы оскорбляете всех остальных богов.»[3]
Перемирие наступало только раз в 4 года во время Олимпиады.»[4]
«Именно то, что отличает данную сторону от другой («не-иудаизм» или «не-католицизм»), составляет основу понимания в себе самого существенного и определяющего: чужой – это не такой, как ты.
С точки зрения социолога религии в основе такого отношения лежит тот факт, что религиозная группа является нормативной, придерживающейся определённых ценностей. Каждая группа притязает на абсолютное и универсальное знание своего вероучения, она знает, что есть добро и что – зло, что человеку необходимо и чем он может принебречь. Притязание на общезначимость придаёт исповедуемой этой группой «истине» черты императивности и авторитарности. Коммуникация с другими группами оказывается чрезвычайно затруднённой. И чем мотальней, всеобъемлющей представляется группе система её убеждений, тем сильнее суживается её коммуникативная возможность…
… Иными словами, конфликт должен либо вылиться в насилие, либо принять латентную форму, либо разрешиться на основе определённого компромисса…»[5]
Утверждения Маркса с точки зрения современности, страдает категоричностью суждения. Мы знаем, как неоднозначно влияние религии на общество, тем более, современное, секуляризированное, где влияние церкви на общественные и государственные дела сведены к минимуму. Церковь, в наши дни, влияет на формирование общественных норм, но идеального плана. Это такие, как «добро и зло», «морально и аморально» и т.д. Влияние религии на повседневные нормы поведения человека в обществе – минимально.
В противовес утверждениям Маркса хотелось бы привести пример в отношении ислама.
Ислам как таковой несёт в себе конфликт, но не для своей религиозной группы (в узком смысле слова – в пределах одной страны), а в отношении его с другими религиями. В тех государствах, где ислам принимает фундаменталистские формы, общество и государство крайне реакционное настроено в отношениях с другими государствами, в которых превалирует религия отличная от ислама. Хотелось бы сразу оговориться, что в отношении к другим исламским государствам. Но с более либеральным отношением к другим религиям, фундаменталисты переходят к прямому насилию, выставляя причиной – чистоту веры.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: подходить к различным религиям – хотелось бы подчеркнуть, именно к «мировым», с универсальными критериями, без глубокого анализа данной религии, географии распространения и менталитета рассматриваемой нации – нельзя. Этот метод подходит, когда религия рассматривается в длительном временном промежутке. Это показывает наш пример, если мы возьмём весь исламский мир, то при анализе у нас получится, что он настолько многогранен, в нём, в отличие от христианства не так и много течений, сект и направлений, но зато борьба внутри религиозной группы за чистоту веры находится в постоянном взрывоопасном, конфликтном состоянии. Но этот конфликт направлен не на смену социального строя и секуляризацию группы, а наоборот на увеличение влияния церкви на государственные, политические и общественные (мирские) дела и решение их с помощью церковных догм.
Другие материалы:
Основные проблемы изучения андеграунда
Общий комплекс социально-психологических характеристик поколения, так или иначе проявившийся во всех слоях его активно рефлексирующей части, наиболее выразительно преломилcя в творческой среде - в результате чего изначально сложное и внут ...
Выбор партнеров
Согласно обычаю заключения браков они делятся на эндогамные и экзогамные. При эндогамии выбирается только из той группы, к которой относится сам вступающий в брак. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера в чужой группе.
Одним из к ...
Социальные функции системы образования
Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является еди ...