Образование в век информатикиСтраница 2
В сфере современного образования прослеживаются противоположные тенденции – возрастание ее роли в жизнедеятельности общества и кризис образования, вызванный не только следствием финансовой недостаточности, но и непонимания роли образования в информационном обществе, того, что существующая система образования эффективно обслуживала индустриальное общество и не годится для информационного общества. Непонимания того, что роль образования в информационном обществе качественно иная.
Рассматривая различные мнения о сущности кризиса образования и путях выхода из него, можно выделить два концептуальных подхода к этим проблемам. Первый можно назвать технократическим. Он исходит тезиса о том, что становящееся информационное общество вызывает необходимость формирования нового типа интеллекта, отношения к быстро меняющейся информационно - технической реальности. Отсюда требование сфокусировать содержание и методику образования на формирование у обучающихся рациональных умений оперировать информацией, владеть компьютерными технологиями, мыслить профессионально – прагматично.
Второй подход к выходу из того кризиса, в котором находится современная система образования, можно назвать гуманистическим. Он усматривает причины и содержание кризиса в дегуманизации образования, в превращении его в инструментальную категорию индустриальных и рыночных отношений. С точки зрения этой концепции образование под давлением индустриального технократизма и рыночного утилитаризма теряет гуманистический смысл и превращается в утилитарное научение узкому спектру профессиональных знаний и умений.
Видимо, обе эти концепции через свое видение реальности схватывает отдельные черты, тенденции кризиса образования и определяемую им содержание революции образования. Действительно, революции образования включает в качестве важнейших компонентов гуманизацию и компьютеризацию образования.
Сейчас в передовых отраслях науки и техники ведутся работы по созданию искусственного интеллекта. Но можно ли вести речь об искусственном интеллекте, не зная, что такое естественный интеллект? Между тем, специалисты, работающие в области информатики часто не могут дать достаточно грамотный ответ на этот вопрос. Между тем, такой ответ дает гуманитарное знание, понимая под естественным интеллектом то, что еще Платон называл «нусом» - способностью человеческого сознания к рациональному мышлению. Не понимание того, что такое естественный интеллект приводит к разнобою в понимании сущности искусственного интеллекта, сходства и различия между естественным и искусственным интеллектами.
Технология информационного общества не только предъявляет к процессу образования определенные требования, но и оснащает этот процесс современными информационными средствами, способными обеспечить не только прямую, но и обратную связь между преподавателем и обучающимся. Роль компьютеров в образовании настолько велика, что раздаются голоса о том, что не в таком уж отдаленном будущем электронные машины могут полностью заменить педагогов и выполнять функции последних дешевле, надежнее и эффективнее. Противоположные взгляды заключаются в отрицательном отношении к применению компьютеров в обучении, утверждая, что компьютеры формализуют знания, лишают живому эмоциональному контакту преподавателя с обучающимся. Первые утверждения явно отдают чрезмерным преувеличением возможностей компьютера и недооценкой значения непосредственного общения между преподавателем и учеником, в ходе которого происходит не только усвоение знаний, но и воспитание определенных нравственных норм и правил поведения. Что касается второй точки зрения, то она выражает скепсис к возможностям обучения с помощью компьютеров, считая, что скрупулезная точность машин убивает инициативу учащихся, воспитывает в них бездушный формализм, а учителя превращает в простого нажимателя кнопок. К этому добавляют, что компьютеризация образования вызовет её стандартизацию и безработицу среди педагогов. Подобная точка зрения выражает мнение консерватизма профессиональных учителей и не является новой, ибо нововведения в области образования всегда встречали сопротивление, порой даже просвещенных людей.
Другие материалы:
Функции семьи
Социальные функции семьи имеют два основных источника их возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отми ...
Брак в древности
Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившемся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку ...
В чем состоит различие асоциального поведения от противоправного?
Как сами нормы, так и поведение, отклоняющееся от них, не являются однородными, а существенно отличаются по своей социальной значимости. Если нарушаются моральные нормы, существующие в обществе обычаи, традиции, правила общежития, то эти ...